Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! В преддверии великого праздника Крещения Господня мы сегодня на Литургии слышали с вами Евангелие, в котором говорится о выходе Иоанна Крестителя на проповедь – собственно, о крещении народа Израиля. Но надо заметить, что крещение Иоанново – оно отличается от современного крещения. Можно сказать, что оно, по сути своей, близко к Таинству нашего покаяния. Потому что те, кто приходил к Иоанну и погружался в воду Иордана – получали прощение грехов подобно тому, как мы во время своего покаяния получаем отпущение наших грехов.
…Потому что покаяние – это основное, к чему зовет нас Церковь,– к изменению себя, к преображению…
Поэтому сегодня нам с вами нужно постараться понять смысл и сущность нашего покаяния. Потому что покаяние – это основное, к чему зовет нас Церковь,– к изменению себя, к преображению. И для того, чтобы это понять, нам надо посмотреть, как же покаяние христиан осуществлялось в Церкви древней, которая помнила заветы апостолов, которая была так близка ко временам Христова служения. И надо заметить, что сейчас мы очень много грехов за собой замечаем, а раньше о каких-то бытовых согрешениях мелких никто даже и не думал. Каялись в основном в том, что сейчас у нас в Церкви считается смертными грехами. Приходил человек в общину и говорил людям и священнику, которые были в этой общине: «Братья и сестры! Я согрешил и хочу принести покаяние». И тогда люди определяли какой-то срок покаяния. Человек не мог находиться в общине, не мог присутствовать на Евхаристии. Он вынужден был стоять за дверями дома, где совершалась служба и там просить приходящих помолиться о нем. И вот, когда проходило какое-то время – полгода, может быть, год, – то вновь появлялся этот человек в общине, и люди видели, раскаялся он или нет. И тогда священник читал примирительную молитву: «Примири и соедини его со Святой Твоей Соборной и Апостольской Церковью» – ту молитву, которую мы слышим сейчас, которую читает священник перед Таинством Исповеди.
В вечерней молитве мы каждый раз приносим исповедание в своих дневных грехах, а мы можем включить в это исповедание и что-то свое, что, может быть, тревожит нашу душу…
И, если мы посмотрим на это и на сегодняшнюю практику – то окажется, что это всё очень отличается друг от друга. Но смысл покаяния в древней Церкви был в том, чтобы действительно, примирить и соединить отпавшего от Церкви человека. Мы не отпадаем от Церкви, когда мы раздражаемся, в разговорах наших осуждаем кого-то, когда мы завидуем, когда мы ропщем – это все житейские грехи, от которых мы вряд ли когда-то избавимся, но почему-то сейчас они составляют сущность нашего покаяния. Именно о них мы говорим так много на Исповеди. Ещё мы говорим о том, что съели не то в пост, и какой-то лишний кусок попал нам в рот. Сейчас мы не будем говорить, почему Исповедь претерпела такие изменения, к которым мы пришли. Мы можем лишь подумать о том, что нам с этим делать. Дело в том, что эти наши обычные грехи, мелкие, прощаются Богом по нашей молитве. В вечерней молитве мы каждый раз приносим исповедание в своих дневных грехах, а мы можем включить в это исповедание и что-то свое, что, может быть, тревожит нашу душу. Мы молимся о прощении наших грехов почти в каждом Таинстве, в каждой молитве, которая совершается в Церкви, и на Божественной литургии в том числе. Это вопль покаяния о прощении наших грехов.
…но есть один грех, который действительно может нам помешать подойти к Святым Таинам…
Поэтому, я думаю, что нам не стоит Исповедь превращать в очень подробный рассказ о том, что же нас очередной раз привело к осуждению или раздражению. Надо вкратце перечислить то, что тревожит нашу душу, если на совести что-то действительно остается и мы по каким-то причинам не верим, что Господь по нашей молитве может простить нам грехи. И смертных грехов мы почти что не совершаем, редко у кого они бывают, но есть один грех, который действительно может нам помешать подойти к Святым Таинам. Возвращаясь немного назад, я скажу, что вот даже то, что мы обязаны поститься перед Причастием, это служит к тому, что мы реже начинаем причащаться в те дни, когда нет поста. Сейчас Святки. Людей на ранней Литургии причастилось гораздо меньше, чем обычно причащалось, когда был Рождественский пост. Почему так? Неужели пища способствует тому – причащаться нам или нет?
И вот по Евангелию получается, что причащаться или не причащаться – это зависит от того, как у нас складываются отношения с нашими ближними…
И вот здесь я хочу сказать о грехе, который действительно является настоящим препятствием для нашего Причастия, а может, даже, и нахождении на Евхаристии. Христос говорит: если кто скажет брату своему: «…безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5:22). В другом месте Христос говорил: «И если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф. 5:23-24). И вот по Евангелию получается, что причащаться или не причащаться – это зависит от того, как у нас складываются отношения с нашими ближними. И, действительно, если мы кого-то обидели, если кого-то унизили, если кто-то скорбит в сердце своем о том, как мы ведем себя по отношению к нему – наверное, тогда действительно, не нужно причащаться. Нужно все силы употребить на то, чтобы примириться с братом или сестрой своей для того чтоб мир был между всеми людьми, которые называют себя христианами. Вот это действительно великое и страшное препятствие для нашего приобщения Телу и Крови Господней. Господь говорит: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Матф. 15:11). Поэтому никакая пища, нарушение поста телесного, не может быть препятствием для нашего приобщения Святых Таин. А вот наше отношение к ближнему, наши с ними конфликты, наша гордыня по отношению к ним – это действительно будет тем препятствием, которое нам надо всячески избегать. А если что-то случилось – стараться это исправить, покаяться по-настоящему и стараться этого больше никогда не совершать. Вот такие мысли приходят в преддверии Крещения Господня, когда размышляешь о покаянии и понимаешь, что отношение с человеком нас приведет в конечном итоге или в геенну огненную, или в Царствие Небесное. Аминь.