23.07.2023, Неделя 7-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Сергий Гурдяев

Иерей Сергий Гурдяев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня седьмое воскресенье после Пятидесятницы и за Литургией, согласно уставу, прочитывался отрывок из Евангелия от Матфея. Этот отрывок, как и в прошлые воскресные дни, посвящен исцелениям, которые Господь Иисус Христос совершал во время Своей проповеди. Сегодня мы слышали об исцелении двух слепых и немого бесноватого. Два разных случая, два разных примера милости Бога к людям сегодня объединены в один рассказ.

Из повествования об исцелении слепых совершенно точно не ясно – как долго они шли за Христом с мольбой о помиловании. Возможно, это продолжалось всего несколько часов или минут в пути, а может быть речь идет о нескольких днях. Из рассказа апостола Матфея ясно лишь то, что Христос не спешил исполнять их просьбу. Господь, по какой-то Одному Ему ве́домой причине, медлил и как будто бы не обращал внимания на просящих милости.

Далее мы слышим другую историю исцеления – историю «человека немого бесноватого». В этом случае всё происходило совершенно иначе: нет ни следования за Христом, нет просьб, хотя бы со стороны тех, кто привел этого несчастного. Евангелист просто говорит об изгнании беса из этого человека и сообщает, что «немой стал говорить».

Две истории исцеления, но истории совершенно не похожие друг на друга…

Две истории исцеления, но истории совершенно не похожие друг на друга. Конечно, встает вопрос: почему одних Господь заставляет идти за Ним и просить, а другого исцеляет без каких-либо просьб? Некоторые толкователи пишут, что через отсутствие внимания к просьбе слепых Господь таким образом испытывает их веру. Но, опять же, по-человечески, мы задаемся вопросом – почему Он не делает подобного в отношении хотя бы друзей бесноватого, поскольку сам этот человек по причине одержимости вряд ли был способен к каким-либо действиям веры. Или другие евангельские истории исцелений? Например, незадолго до этих событий апостол Матфей рассказывает об исцелении тещи апостола Петра, об исцелении больной женщины без какого-либо испытания её веры. Точно так же Господь исцеляет и прокаженного – по первой просьбе.

И когда мы в трудных жизненных ситуациях в недоумении задаемся вопросом – почему же это все происходит в моей жизни, то к каждому из нас, вопрошающих Бога, обращен Его ответ, который Он дал некогда страдающему праведнику Иову, научая его и нас смирению перед Творцом…

В Евангелии много примеров такого рода: на чьи-то просьбы Христос откликается быстро, а кому-то Он не спешит помогать. Трудно сделать однозначный вывод о том, чем руководствовался Спаситель в той или иной ситуации. Однако главная причина вполне очевидна: Он – Личность, Он – Бог и наш Творец, заботящийся абсолютно о каждом человеке и желающий непременно только блага. И когда мы в трудных жизненных ситуациях в недоумении задаемся вопросом – почему же это все происходит в моей жизни, то к каждому из нас, вопрошающих Бога, обращен Его ответ, который Он дал некогда страдающему праведнику Иову, научая его и нас смирению перед Творцом. «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее?..» (Иов. 38:17), – спрашивает Господь Иова. Как пишет святитель Григорий Двоеслов, «блаженный Иов вопрошается Богом – совершал ли он такие деяния, которые человек конечно же не в состоянии осуществить – с тем чтобы, когда он обнаружит, что на это не способен, то будет стремиться найти прибежище только в Нем, в Том, Кто лишь Один в силах соделать все это». Не только Иов, но и – в его лице – весь человеческий род, каждый из нас учится смирению перед Богом, учится видеть собственное бессилие вне Его: вне Его помощи и спасительной поддержки.

…Во всем и всегда доверять Христу. Если мы верим в Его благой промысл, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра…

На самом деле, странно то, что этот простой факт зачастую от нас ускользает, и мы пытаемся выстраивать свои отношения с Богом не как с Личностью, а как с некоей бездушной силой, которую, при удачном стечении обстоятельств и правильных действиях, можно себе подчинить. Но это, скорее, путь язычника, а не христианина. Тогда как христианский путь общения с Богом состоит в ином, в том, чтобы «возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением» (Мф.22:37) и вследствие этой любви во всем и всегда доверять Христу. Если мы верим в Его благой промысл, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра, мы обязательно должны довериться Ему.

Аминь.