24.12.2023, Неделя 29-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали на Литургии притчу Спасителя о званых на вечерю (Мф. 22:1–14). Господин обращается к своим друзьям: «Приходите! Ужин готов, телец заколот, чаши налиты, и я жду вас, чтобы вместе провести прекрасные часы». И здесь каждый начинает отказываться. Один говорит: «Прости, я купил землю, и мне надо её пойти посмотреть». Другой говорит: «Я купил волов, и мне тоже надо понять, что это за животные». А третий сказал: «Я женился, поэтому извини, но никак не получается». Опечалился господин и послал своих слуг собрать убогих людей, бедных, несчастных, увечных. Собрали, и ещё осталось место. Тогда господин говорит слуге: «Пойди по всем улицам города, найди всех, кого только возможно, чтобы наполнился мой дом». И в конце этой притчи Господь прибавляет слова: «Много званых, но мало избранных».

И вот тут мы тоже начинаем отказываться, мы тоже начинаем искать оправдания: «Господи, но как я могу возлюбить своего ближнего?..»

Нам порой кажется, что эта притча относится не совсем к нам, потому что действительно, Господь говорил к иудеям, и, в первую очередь, смысл этой притчи в том, что на Его призыв, на Его проповедь Его родной народ не откликнулся. А откликнулись те, кого считали людьми почти второго сорта — язычники, мытари, грешники. Откликнулись все те, кто в этой притче изображен в виде несчастных людей, находящихся на улицах города – несчастных, бедных и больных. Но в том-то и глубина Евангелия, что эта притча может предстать перед нами совсем в другом свете. Господь созывает Свой пир и говорит: «Приходите все ко Мне! У Меня все готово! Вот оно – Царство Небесное, может распахнуться перед вами! Но одно только вам нужно – возлюбить Бога и ближнего своего, как самого себя». И вот тут мы тоже начинаем отказываться, мы тоже начинаем искать оправдания: «Господи, но как я могу возлюбить своего ближнего? Он ударил меня по одной щеке, а я не могу подставить другую. Ведь если я это сделаю – он мне сядет на шею и будет потом ещё долго издеваться надо мной. Господи, ну как я могу дать просящему? Ведь я много и тяжело работаю, а этот бездельник совершенно ничего не хочет делать, хотя у него есть все возможности для этого. А этот несчастный вообще пропил квартиру свою, и если я буду давать ему что-то – то, значит, я только буду поддерживать в нем его страсть». И так во многих местах Святого Евангелия, если мы посмотрим – мы тоже будем искать оправдания на те слова Спасителя, которые обращены именно к нам.

Господь зовет нас на Свой пир, а мы ищем оправдания: я не готов, я не прочитал, я лишний кусочек какой-то съел…

Кто-то попросит с нами пройти одно поприще. Господь говорит: «Иди с ним два поприща». А мы оправдываем: «Господи, но как же так? Ведь я потеряю время, меня дома ждет семья, а я буду тратить время на этого человека, которому, может, и трудно сейчас, но мне же важнее мои близкие». Если мы внимательно посмотрим на всё Евангелие — получится, что мы ищем оправдание почти на всё, что говорит нам Спаситель. А что же остается тогда от нашей веры? Что остается от Евангелия в нашей жизни? То, что мы не вкушаем определенного вида пищи, когда это положено? То, что мы читаем молитвы иногда, но мысли далеко витают в это время? То, что мы иногда периодически приходим на службу исповедоваться и причащаться? Но ведь эту притчу можно истолковать и в литургическом смысле тоже. Господь зовет нас на Свой пир, а мы ищем оправдания: я не готов, я не прочитал, я лишний кусочек какой-то съел… Ведь это тоже оправдание! И тоже эту притчу можно применить к этому.

давайте не искать оправданий. Давайте стараться поступать так, как нам говорит Евангелие. Евангелие глубоко, и надо постоянно вчитываться в него, размышлять над ним и стараться понять то, что Христос сказал именно нам, нашей душе

Наше самооправдание, братья и сестры, стало действительно духовной болезнью в настоящее время. Что бы мы ни сделали – мы всегда найдем, за что себя оправдать. Перемоем все кости друг другу, а потом говорим: «Мы не осуждаем, а мы рассуждаем». Вместо того, чтоб о человеке сказать что-то доброе, хорошее, найти не то плохое, что в нем есть и есть в каждом из нас, а найти то, за что его можно оправдать, похвалить, и чему-то, может, даже поучиться у нашего ближнего. Поэтому, братья и сестры, давайте не искать оправданий. Давайте стараться поступать так, как нам говорит Евангелие. Евангелие глубоко, и надо постоянно вчитываться в него, размышлять над ним и стараться понять то, что Христос сказал именно нам, нашей душе, нашему сердцу. И если нас зовут на пир – то давайте не будем оправдываться: пир ли это духовный, который приготовил нам Господь, или же это пир литургический, когда не нужно бояться ничего, что мы не подготовились. По большому счету, мы никогда не подготовимся. Никто, никогда не будет достоин приобщиться Святых Христовых Таин! Так какая тогда проблема? Давайте приходить и неподготовленными! Давайте приходить вот этими самыми бедными и несчастными, которых позвали слуги на Литургию и участвовать в этом пире, и вкушать, и пить и веселиться, потому что нас позвал Господь. И нет нам оправдания, если мы будем отказываться. Аминь.