Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В эту неделю Святая Церковь продолжает нам приоткрывать тайну покаяния и предлагает нам притчу о блудном сыне, хотя её можно назвать притчей о милосердии Отца. Всякая притча не только скрывает в себе глубинные образы лиц и событий. Понимание их весьма важно в дни Великого поста, ибо это время покаяния. Для этого обратим внимание на смысл толкования этой притчи у святых отцов.
Как сын при отце, всё, что имеет, имеет от отца; так всякий человек, всё, что имеет, первоначально имеет от Бога
Кого представляет сия притча под образом отца? Несомненно, Бога. Как сын имеет жизнь от отца, так всякий человек имеет бытие и жизнь от Бога, по сотворению. Как сын при отце, всё, что имеет, имеет от отца; так всякий человек, всё, что имеет, первоначально имеет от Бога.
Так и человек грешник удаляется от воли Божией в свою волю плотскую, нечистую, и потому уже несчастную
Кого изображает притча в лице младшего сына? Человека грешника. В каких бы ни был летах возраста, легкомыслен тот сын, который не понимает счастия быть возле доброго отца, под мирным кровом дома его, и хочет удалиться для того только, чтобы жить по своей воле. Так и человек грешник удаляется от воли Божией в свою волю плотскую, нечистую, и потому уже несчастную.
начало греховного состояния, когда человек, на то, что имеет от Отца Небесного, перестает взирать, как на дары Божии
Что значит присвоение младшим сыном своей части отеческого имения? Этим изображено начало греховного состояния, когда человек, на то, что имеет от Отца Небесного, перестает взирать, как на дары Божии и начинает смотреть, как на свою собственность.
Когда ты помышляешь о Боге, молишься Ему – тогда ты с Богом
Что значит удаление младшего сына в чужую дальнюю страну? Удаление грешника от Бога. Очевидно, не местом, потому что Бог вездесущ, но мыслию, волею, поступками. Когда ты помышляешь о Боге, молишься Ему – тогда ты с Богом. Когда забываешь Бога – тогда удаляешься от Него.
Как понимать слова притчи, где сказано, что младший сын на чужой стороне жил распутно и расточил имение?
Как понимать слова притчи, где сказано, что младший сын на чужой стороне жил распутно и расточил имение? Отчасти этим он изображает жизнь грешников. О всех же вообще грешниках притча дает разуметь, что они, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, к ним прилепляясь мыслями и делами, в результате прелюбодействуют от любви Божией. «О всех же вообще грешниках притча дает разуметь, что они, перенося свою любовь от предметов духовных и святых к чувственным и греховным, и к сим прилепляясь мыслями, желаниями, делами, чрез сие прелюбодействуют от любви Божией, против чего и гремит пророческое слово: се удаляющии себе от Тебе погибнут; потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе» (святитель Филарет Московский).
Грешник только на краткое время может находить в пороке наслаждение чувственное
Что значит в притче голод в чужой стране, постигший младшего сына? Здесь открывается тайна действия греха в человеке. Грешник только на краткое время может находить в пороке наслаждение чувственное; но вскоре ощущает голод душевный, потому что греховный мир предлагает пищу, несвойственную для души, но душа человеческая нетленная и нетленной пищи требует. А потому, кто без оглядки погружается в пучину чувственных удовольствий – очень быстро приходит к крайнему разочарованию и теряет смысл жизни.
Когда греховные желания привычкою усиливаются и умножаются, а средства удовлетворения оскудевают, да и само удовлетворение наскучивает – тогда настает для грешника мучительный, неутолимый голод…
Кто житель дальней страны, который послал несчастного сына пасти свиней? Это диавол. Когда человек начинает играть грехом, то рано или поздно оказывается, что это игра с адским змием. Когда греховные желания привычкою усиливаются и умножаются, а средства удовлетворения оскудевают, да и само удовлетворение наскучивает – тогда настает для грешника мучительный, неутолимый голод, этим искуситель пользуется, чтобы заставить голодного пасти свиней, то есть, непрестанно питать скотские похоти, и, тем самым ускорить гибель и сделать пленником ада.
…доброе намерение тогда спасительно, когда неуклонно и неленостно приводится в исполнение…
Изобразив крайнее бедствие грешника, притча показывает далее, как может он «спастись от диавольския сети». Заблудший сын «пришел в себя» (Лк.15:17). Это начало обращения грешника к Богу. Прежде блуждал он мыслями и желаниями вне себя, по стихиям своих страстей и похотей и в них искал для себя новых обаяний. Крайнее бедствие вне, обращает его внутрь. Вошед в себя, он яснее сознает, чего требует душа его, воспоминает Отца небесного, и блага, которых лишился чрез удаление от Него; и решается возвратиться к Нему. Заблудший сын не имеет уже притязания на достоинство и права сына, и хочет довольствоваться состоянием наемника в доме отца. Этим изображает притча смирение кающегося грешника. И как скоро он вразумил себя о необходимости обращения – действительно пошел, к отцу. Чрез это учит притча, что доброе намерение тогда спасительно, когда неуклонно и неленостно приводится в исполнение. Отец издали видит возвращающегося недостойного сына, и идет навстречу ему. Бог провидит обращение грешника, и встречает его предваряющей благодатию. Еще только в сердце несет сын возобновляемую покорность Отцу, как Отец уже обнимает его и целует. Едва сын успел выразить свое покаяние – как Отец, не допуская его нарещись наемником, дарует ему сыновнюю светлую одежду, перстень и обувь. Вот образ любви Божией, данный нам для назидания во время Великого поста. Аминь.