03.12.2023, Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, причастников – с принятием Святых Христовых Таин и с окончанием первой седмицы Рождественского поста. Сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией притчу Христа Спасителя о безумном богаче. Эта притча помещена только у евангелиста Луки. Если мы обратим внимание на Евангелие от Луки – у него больше всех притч.

Господь неоднократно во Евангелии говорил, напоминая роду человеческому, каждому из нас, чтобы не прилепляться всем сердцем к земному, зная, что всё это мы оставим, и к Своим словам Он приложил вот эту притчу о безумном богаче. Он изобличает этого богача, потому что, получив ко своему богатству ещё и прибавление богатого урожая, этот человек не вспомнил, забыл о Том, Кто дает человеку всякое благо на земле и радость. Забыл о том, откуда у него столь великий, неожиданный дар природы. Если бы он заглядывал в слово Божие, в Божественное Писание, то он бы открыл для себя, что и богатство и бедность даются человеку от Бога, что и богатого и бедного сотворил Бог.

Ещё в Ветхом Завете Господь напоминает человеку о милосердии…

Безумный он ещё и потому, что от всего этого богатства, данного ему Богом, он не вспомнил о тех, кто нуждается в куске хлеба, – о голодных, о нищих, о бедных. Ещё в Ветхом Завете Господь напоминает человеку о милосердии, говорит: «Сиротам буди как отец» (Сир. 4:10), «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни» (Тов. 4:16). В Новом Завете Господь прямо говорит: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42), – не отказывай. Апостол Павел в послании к своему ученику Тимофею напоминает: «Богатых в настоящем веке увещевай, … чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами» (1Тим. 6:17–18).

…человеку даруется земная жизнь, чтобы он в это краткое время земной жизни, подготовил себя к вечной жизни…

И этот богач назван ещё безумным потому, что он был уверен в том, что вот это добро, это богатство – будет всегда. Многие и многие лета, у него не было даже наверное и мысли, не подумал о том, что всего этого он может лишиться даже в очень и очень короткое время, и огонь может всё это испепелить, и вода смыть, а главное – Даятель всякого блага – Бог может отнять у него это всё в одно мгновение, что и в притче мы видим. Он забыл о том, что: «Во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства – о бедности и нужде» (Сир. 18:25). Этот богач назван безумным потому, что он свою жизнь уподоблял животным – только есть, пить и спать – это удел скотов бессловесных. Он не знал, и наверное не хотел знать о том, что человек сотворен Богом к высшему совершенству, что у человека совсем другой смысл жизни и содержания, что человеку даруется земная жизнь, чтобы он в это краткое время земной жизни, подготовил себя к вечной жизни, восходя от силы в силу, к духовному совершенствованию, даже до богоуподобления, созревая для вечной жизни, как колос летом созревает ко дню уборки.

Господь, зная это, предостерегает человека, чтобы он не привязывался всем сердцем своим к земному…

Этот богач назван безумным ещё и потому, что он и думать не хотел о том, что в любое мгновение, в любой момент Господь может отнять у него жизнь. Что не только лета нашей жизни, но и месяцы, и дни, и даже часы жизни каждого человека изочтены у Бога. Что Господь не только Жизнодатель, но Он и Начальник жизни. Что Он не только дарует жизнь человеку, но может и прекратить её. Святитель Василий Великий, изобличая богатых, их пристрастное отношение к богатству, говорит: «Богачи! Кого из вас ваше богатство когда-либо спасло от смерти? Кого из вас ваше золото когда-либо исцелило от болезни? Вы имеете леса, горы, реки, луга, – всё в этом мире, но небольшой уголок земли, шириною в два шага и длиною в пять будет вашим жилищем. Небольшой клочок земли, саван и дощатый гроб будет вашим уделом». И не только уделом богатых, но и каждого человека. Обо всем этом этот богатый человек не думал и не задумывался ни на минуту. А посему Господь, изобличая его, и через него каждого, кто пристрастно относится к земной жизни, к вещественному, напоминает – так бывает с тем, кто собирает сокровище для себя, а не в Боге богатеет. Придет последняя минута земной жизни каждого из нас, каждого человека, и это определение вечной правды Божией исполнится на каждом из нас, что мы оставим эту земную жизнь, и тот человек кто всю жизнь только трудился здесь, на благо земной жизни, прилеплялся к земному, он должен будет оставить это, оставить всё то, чем было наполнено его сердце, и Господь, зная это, предостерегает человека, чтобы он не привязывался всем сердцем своим к земному, помнил и знал о том, что каждый из нас призван к тому, чтобы идти в жизнь вечную.

И в этой притче Он напоминает о том, что священным долгом, священной обязанностью каждого христианина является то, чтобы всю свою жизнь посвятить спасению своей души, не оставляя это на потом, на завтра…

Мы с вами призваны собирать сокровища не для себя, а в Боге богатеть, трудиться для спасения души, для спасения своей вечной жизни. Это исполнять заповеди Божии, и собирать те сокровища, которые так необходимы человеку для спасения души, и таковыми сокровищами для человека являются молитва, покаяние, добрые дела, причащение Тела и Крови Христовых, любовь к Богу, ко Святой Церкви, взаимное прощение, примирение, и об этом обо всём нам напоминает Господь в Евангелии. И в этой притче Он напоминает о том, что священным долгом, священной обязанностью каждого христианина является то, чтобы всю свою жизнь посвятить спасению своей души, не оставляя это на потом, на завтра, ибо внезапной может быть кончина каждого из нас, все мы с вами ходим под Богом, и Господь как дарует нам жизнь, так Он может её отнять, в любой момент отозвать нас с вами из этой жизни.

И пусть Своим бесконечным милосердием Господь наш Иисус Христос увидит наше стремление жить по-христиански…

И Святая Церковь всегда призывала человека, чтобы он от первого сознательного движения, и до последнего вздоха перед кончиною, всеми силами своей души стремился в горний мир, собирал это неветшающее сокровище, которого у нас никто не отнимет – ни воры, ни моль, ни ржа, и которое мы с вами можем и призваны стяжать в этой земной жизни. И если мы с вами трудимся над этим, то Господь непременно поможет человеку. Но если человек не трудится над этим, то Господь не поможет человеку, видя, что человек совсем другую цель преследует в своей земной жизни – это собирание земных богатств. Здесь Господь попускает, но не помогает. И пусть Своим бесконечным милосердием Господь наш Иисус Христос увидит наше стремление жить по-христиански, собирать это сокровище для спасения души, явит нам Свою помощь, и с Его помощью, собрав добрый урожай для вечной жизни, мы бы с вами, уйдя из этой временной жизни, стали бы наследниками вечной жизни в горних обителях Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

С праздником вас!