01.10.2023, Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее воскресенье называется неделей по Воздвижении, и это позволяет нам снова обратить внимание на тайну Креста Господня. Эта тайна уводит нас в далекие века, туда, где начиналась история человечества, где говорится о том, как человек согрешил и отступил от Бога. Состояние человека после грехопадения было страшным и безысходным, поскольку он обрекался на вечную смерть, бесконечные мучения, страдания, и тление. Это состояние усугублялось тем, что человек не был способен сам исцелить и изменить себя и не имел возможности приблизиться к Богу, чтобы получить это исцеление. Это было трагичное состояние.

Бог, видя, что человек больше не может к Нему приблизиться дабы исцелиться, Сам облекается в плоть человеческую, и максимально приближается к человеку

Но Премудрость Божия измыслила возможность вернуть человеку прежнее состояние блаженства. Бог, видя, что человек больше не может к Нему приблизиться дабы исцелиться, Сам облекается в плоть человеческую, и максимально приближается к человеку. Тайну этого события возвещает архангел Гавриил Деве Марии и потом людям ангелы с небес. Небольшое число избранных людей узнают об этой тайне Боговоплощения. И вот Бог под покровом человеческой плоти не только сходит на землю, но и приближается к человеку, и совершает его исцеление. Для этого Он восходит на Крест.

Это означает, что Бог по Своей сущности есть любовь…

Святые отцы, обозревая это событие, углубляясь в тайну Креста, говорили о необычайности произошедшего события и приоткрыли некоторые его тайны. В нашем понимании всемогущество Бога проявляется в том, что Он – в силе и славе, Богу никто не противостоит. Он воздает злым за зло, а добрым за добро, уравновешивает добро и зло, воздает по справедливости, и отменить Его повеления не может никто. Но святые отцы указали на нечто иное, говоря что более всего всемогущество Божие проявляется ни в чем ином, как в Божественной любви к человеку. В Евангелии мы находим эту истину: Бог есть любовь. Это означает, что Бог по Своей сущности есть любовь. Раскрывая эту тайну, святые отцы говорили и о некоторых духовных закономерностях, которые нам малоизвестны. И они поразительны.

Эти закономерности удивительны…

Святые отцы говорят, что там, где нет любви, нет истины; где нет милосердия, там нет истины; где нет снисхождения к человеку, там нет правды; там, где нет смирения, там невозможно быть любви истинной. Эти закономерности удивительны и изменяют наши представления о заповедях Божиих. Но понимание тайны Божественной любви приоткрывает глубже и тайну Креста Господня. С этой точки зрения, открывается поразительная картина событий на Голгофе, способная поражать ум.

…не человеческая злоба возводит Богочеловека на Крест, но Любовь Божия распинается за человека…

Подумаем, какая ничтожная паутина внешних обстоятельств и человеческой злобы приводит Богочеловека на Голгофу. Как не разрушилась она от приближения Создателя твари и небесных сил Божиих. Разве мог Крест Господень хоть на мгновение удержать Богочеловека, когда мы знаем что в Его руке жизнь всего существующего. Тот, мановения перста Которого ожидали более двенадцати легионов ангелов, готовые броситься на защиту своего Владыки разве не смог бы во мгновение превратить в прах горделивую руку человека грешника? Но здесь мы видим нечто поразительное. Здесь не человеческая злоба возводит Богочеловека на Крест, но Любовь Божия распинается за человека, возвращая его прежней славе. Премудрость Божия посмеивается буйству человеческой злобы и открывает для человека возможность спасения, при этом не лишая свободы произволения людей, которые распинали Его.

Созерцая эти истины, и мы можем понять что и мы уже причастны к той любви, которую Бог и сегодня определяет каждому человеку в той огромной мере, которую человек может понять и воспринять…

Итак, мы совершенно по иному видим тайну Искупления и тайну Креста Господня. Истина событий была такова. Крест Господень состоял из злобы иудеев и буйства язычников. Но на самом деле этот Крест был всего лишь тенью той Любви, которая снисходила на падшего человека и готовилась исцелить его и даже тогда, когда человек замышлял совершить богоубийство. Бог премудро обращает события на спасение человека. Напрасно злобное сборище иудеев, взяв оружие и оковы, решились пленить Богочеловека. Они даже не поняли, что Он уже давно пленен той любовью, о которой сказал ветхозаветный пророк: «…крепка, как смерть, любовь» (Песн.8:6). Напрасно злобное сборище иудеев на суде у Пилата кричало: «…мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть» (Ин.19:7). На самом деле Он умрет, но не по их закону, а по тому закону, который Он Сам установил: «Нет больше той любви, да если кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). И наконец, это сборище стояло у Креста и кричало Христу в Его страданиях: «…пусть сойдет теперь с Креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк.15:32). Но Сын Божий именно тем и даст познать Себя, что не сойдет с Креста, пока не истощит до последней капли Свою кровь, показывая только тень той любви, которую Бог испытывает к человеку. Созерцая эти истины, и мы можем понять что и мы уже причастны к той любви, которую Бог и сегодня определяет каждому человеку в той огромной мере, которую человек может понять и воспринять. Аминь.