27.08.2023, Неделя 12-я по Пятидесятнице. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское повествование о богатом юноше достаточно известно. Известен также и ответ Спасителя, Который посоветовал юноше пойти продать имение, раздать нищим и следовать за Ним. Юноша опечалился и отошел от Христа. Далее Спаситель сказал такие слова: «…трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:23-24). Но Спаситель не пояснил, почему богатому трудно войти в Царство Небесное.

Ориентация на ложные ценности становится причиной глубоких разочарований, повреждения здоровья…

Господь обозначил важный для человека вопрос, дав ему возможность поразмышлять самому и найти истину. Проблема поиска истины в этом вопросе осложняется тем, что Бог изначально вложил в человека способность и склонность к наслаждениям, блаженству, удовольствиям, счастью. Все эти понятия в умах людей связаны с наличием богатства. Повальное увлечение богатством подогревается системой воспитания и информации, а так же демонстраций возможностей, что и разжигает культ золотого тельца. Не многие люди хотят слышать о том, что разные есть пути к блаженству и счастью, как и разные есть предметы, доставляющие удовольствие. Что существуют удовольствия богатства и счастье призрачное, ложное, фальшивое. Ориентация на ложные ценности становится причиной глубоких разочарований, повреждения здоровья, психики и утраты смысла жизни.

Святитель Филарет говорит: «Желание благополучия, если хотят получить только благо земли, а не благословение Неба, есть обольщение, поколику не исполняется, – и еще большее обольщение, если исполняется»…

Святые отцы предлагают нам некоторые пути осмысления данной темы. Они не считают богатство злом но видят в неправильном отношении к нему. Святитель Филарет говорит: «Желание благополучия, если хотят получить только благо земли, а не благословение Неба, есть обольщение, поколику не исполняется, – и еще большее обольщение, если исполняется». Важным аргументом для нас было бы то, если бы нашёлся человек, который имел бы опыт достижения всякого рода наслаждений, земных удовольствий доступных человеку на земле, сохранив здравомыслие засвидетельствовал бы полноту истины в этом вопросе. К нашему счастью, есть такие свидетели, которых никто не сможет заподозрить во лжи. Это великий царь и пророк Давид и Соломон. Будучи царями, они имели все возможности испытать все наслаждения, доступные для богатейших людей. Один, испытав всё, сказал: «Всё суета сует».

Что же назвал пророк Давид истинным блаженством и счастьем? Слова первого псалма дают исчерпывающий ответ на этот вопрос…

А тот, кто внимательно читал Псалтирь, увидит, что пророк и псалмопевец Давид затрагивал именно эти темы и объяснял достаточно глубоко и ясно, в чем есть истинное блаженство человека. Он также указал на непреходящие ценности в этом мире, и указал и путь к этому. Что же мы видим в жизни пророка Давида? Он, обладая царской властью, не назвал престол царей престолом блаженства. Будучи царем, и имея возможность испытать все наслаждения в этой жизни, ни одно из них не назвал истинным блаженством. Он, как царь, обладал громадными способностями, и с детства имел воинский опыт, одержал много побед, победил множество врагов, но не назвал славу полководца истинным блаженством. Обладая несметными богатствами, он и их не назвал источником достижения истинного блаженства. Наконец, будучи неожиданно помазанным на царский престол, сам момент помазания на престол царской власти не назвал славой блаженства, дающего человеку глубокое удовлетворение. Что же назвал пророк Давид истинным блаженством и счастьем? Слова первого псалма дают исчерпывающий ответ на этот вопрос. «Блажен муж…» – здесь мы сразу слышим, в чем открывается начало пути к истинному блаженству. «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых и не становится на пути грешных и не садится на седалище губителей…». Здесь указаны отрицательные качества, которые человеку нужно избегать. Но самое важное сказано дальше: «…но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!». Вот кто сможет понять правдивость этих слов, – тот и сможет убедиться, что здесь скрыта глубина тайны для всякого, кто ищет блаженства. Он начинает понимать, насколько суетно и лживо всё то, к чему стремится весь мир. И всё то, что станет совершенно бесполезным для человека, как только к нему прикоснется рука смерти. Аминь!