11.02.2024, Неделя 36-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15:22) – слышали мы с вами сегодня эти слова в евангельском повествовании, повествующем об исцелении Господом Иисусом Христом женщины хананеянки. Евангелист Матфей называет её хананеянкою. Мы знаем с вами, что евангелист Матфей писал свое Евангелие ко уверовавшим во Христа иудеям, а для иудеев все язычники были хананеями. Евангелист же Марк называет её сирофиникиянкой, – он писал свое Евангелие к римлянам, и называет её по тому месту и по тем народам, где она жила, а проживала она в то время, где Господь совершил исцеление – это современная Ливия, там проживали сирийцы и финикияне, посему и евангелист Марк называет её сирофиникиянкой.

И её вера, её молитва – они победили, и Христос засвидетельствовал об этом, говоря: «о, женщина, велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему…»

Мать настолько принимала болезнь своей дочери, что сама как бы себя считала больной. Она и обращается ко Христу: «Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется». Но Господь не сразу и не вдруг исполнил её просьбу – исцелил её дочь, – не потому, что Он не хотел этого сделать. Океан без дна – это милосердие Божие, человеколюбие Его и всемогущество Его. А не совершал это Господь потому, что хотел дать ей повод, чтобы засвидетельствовать о своей великой вере в Его всемогущество, и чем резче и больше Христос отказывал ей в исполнении её просьбы, тем настойчивее и сильнее просила она Его, твердо веря в Его всемогущество, что Он исцелит её бесноватую дочь. И её вера, её молитва – они победили, и Христос засвидетельствовал об этом, говоря: «о, женщина, велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» (Мф. 15:28). Какое это назидательное поучение евангельского повествования для всех нас. Молитва жены хананеянки о своей дочери заслуживает достоуважаемого внимания, и каждый христианин, наверное, каждый из нас по научению Святой Церкви, должен почаще взывать этими словесами: «Помилуй меня, яко хананеянку, яко плоть моя беснуется» – говорит нам слово Божие.

И вот к числу таковых людей и принадлежала дочь этой хананеянки, и таковых немало было во время Христа Спасителя…

Тяжелое и жалкое положение беснующихся, физически одержимых бесами, и в моменты сильных приступов беснования, они похожи на неистовых людей – с неукротимой силой бросаются в огонь и в воду, совершенно теряют чувство самосохранения, произносят проклятия, и своим внешним видом даже они наводят страх и ужас на всех окружающих, и сами всячески мучимы от бесов. И вот к числу таковых людей и принадлежала дочь этой хананеянки, и таковых немало было во время Христа Спасителя, в Его жизнь на земле, особенно в последнее время, когда бесы чувствовали и понимали, что их владычеству над родом человеческим пришел конец, и они вели себя более жестоко и свирепо, и это было всегда, и наверное, будет до скончания века.

Пристрастное отношение ко всему земному, к материальному, особенно плотские грехи, – они убивают в человеке духовную жизнь, и делают его послушным рабом страстей, пороков и грехов

Но есть ещё и другой вид беснования, – это нравственное беснование, которому подвержены многие люди, ведущие греховную, безнравственную, богопротивную жизнь. Пристрастное отношение ко всему земному, к материальному, особенно плотские грехи, – они убивают в человеке духовную жизнь, и делают его послушным рабом страстей, пороков и грехов. Они доводят человека до потери самообладания, и подобно бесноватому, делают его совершенно беспомощным в борьбе со грехами, с пороками. И это мы видим на примере евангельского блудного сына, который испросил у отца принадлежащую ему часть имения, и ушел на страну далече, и живя там распутно в блуде и пьянстве, он всё это потерял, он дошел до крайней точки нищеты, и чтобы не умереть с голоду, он нанялся чернорабочим. Но так как он привык жить в роскоши и праздности, то он был очень и очень плохим работником, его и послали на поле пасти свиней, и кормили его свинячьей пищей, и то давали не столько сколько он хотел. Наконец, это жалкое, бедное житие отрезвило его – в Евангелии говорится, что он пришел в себя, следовательно, до этого он был как в каком-то бессознательном, бесчувственном состоянии. Живя среди грехов, в вихре страстей и пороков, он стал игрушкой в руках грехов и пороков, совершенно перестал владеть собой, жил как бесноватый. И не только он, – на этом образе Господь показывает нам, что таковым порокам подвержены все, кто придал себя в руки страстей, пороков, грехов.

…грехи – они лишают человека чувства самообладания, и доводят человека до потери чувства стыда и совести. И дабы удовлетворить это всё возрастающее желание страстей, грехов – люди таковые идут на унижения

Пьянство, страстная привязанность к этому одурманивающему напитку, другие грехи – они лишают человека чувства самообладания, и доводят человека до потери чувства стыда и совести. И дабы удовлетворить это всё возрастающее желание страстей, грехов – люди таковые идут на унижения. Пьяный человек не замечает как его обижают, смеются над ним, и даже бьют его, и придя в трезвость, он снова и снова ищет те возможности и пути вновь обратиться к греху. И не только подверженность страсти пьянства, но и азартные игры возьмите – человек, который придал себя в руки страсти азартных игр, он уже не обращает внимания – настолько он пленен этой страстью азартных игр, что не замечает никаких неудач, проигрышей, не оставляет этой дурной привычки. А возьмите страсть вспыльчивости, гневливости – на высокой ступени своей гневливости человек даже внешним видом своим похож на бесноватого, как мучит его страсть, даже боятся его окружающие люди, боятся попадаться ему на глаза, дабы не быть жертвой его страстей. Да и сам этот человек предупреждает других, чтобы в минуту гневливости не подходили к нему, ибо он в такие моменты не отвечает за себя.

Как всякая добродетель делает ум человека светлым, проникновенным, так и грех, – он ослепляет наш ум, и делает человека совершенно не контролирующим свои поступки и деяния

Мы с вами прекрасно знаем, что всякая страсть, всякий грех, всякий порок, – они в той или иной мере ослепляют ум человека. Как всякая добродетель делает ум человека светлым, проникновенным, так и грех, – он ослепляет наш ум, и делает человека совершенно не контролирующим свои поступки и деяния. И как же нам не впасть в такие искушения, доводящие нас до беснования? Как человеку избавиться от грехов, от пороков, от пьянства, от блуда, – которые доводят его не только до преждевременной земной смерти, но и лишают его вечной жизни? И наверное, каждый человек, где-то в глубине души понимает, что сам он не в состоянии справиться с этими грехами, а христианин тем более понимает, что от этого освободиться можно только благодатною помощью Божией, которая привлекается верою во Христа и молитвою ко Христу.

…но чтобы человеку в молитве получить благодатную помощь Божию в борьбе со грехами, со страстями, необходимо самому немало трудиться, чтобы избавиться от этих грехов…

И добрый пример нам здесь дает упоминаемая в сегодняшнем Евангелии хананеянка, но чтобы человеку в молитве получить благодатную помощь Божию в борьбе со грехами, со страстями, необходимо самому немало трудиться, чтобы избавиться от этих грехов, доводящих нас до безнравственного беснования. Если человек в борьбе со грехами думает только что Бог его освободит, надеется на благодатную помощь Божию, но со своей стороны он не предпринимает никаких трудов, никакого подвига, то такой помощи от Бога он не заслуживает. Бог помогает тем, кто сам трудится, кто сам подвизается, а лентяем и тунеядцам Бог не помогает. В таких случаях эта помощь была бы только потворством греху. И пусть сегодняшнее евангельское чтение подвигнет нас к большему усердию и вниманию, воздержанию своего языка, зрения и слуха, удалению себя от всего того, что соблазняет нас на грех, а более всего – подвигнет нас на молитву Богу жизни нашей, чтобы Господь везде и всюду укреплял бы нас в борьбе со грехами, очищал бы нас от всяких беззаконий, пороков, и страстей, и далее, Своей бесконечной милостью, соделал бы нас с вами наследниками Царствия Небесного. Аминь.

С праздником вас, друзья!