30.07.2023, Неделя 8-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ о том, как Христос умножил пищу для тех людей, которые слушали Его. Евангельский рассказ говорит нам о том, что Христос, как обычно, учил, проповедовал, исцелял, помогал, и в какое-то время решил уединиться. Но этого не получилось, потому что народ, видя славные дела Его, пошел за Ним. И Христу вновь пришлось до позднего вечера говорить слова о Своем Отце, о любви, о помощи друг другу. И когда стало вечереть, ученики обратились ко Христу: «Отпусти народ, уже поздно, они не смогут найти себе пищи, а путь отсюда довольно далекий». Но Христос им ответил: «Вы дайте им есть». У апостолов было всего лишь пять хлебов и две рыбы, а как говорит Евангелие, Христа слушали около пяти тысяч человек одних мужчин, и ещё были женщины и дети. И вот этого малого количества пищи хватило на всех, и ещё по словам Евангелия, осталось целых двенадцать коробов.

Но ещё раз я хочу вернуться к тому, чтобы мы попытались осмыслить ту самую атмосферу, которая была во время общения народа со Христом. Как, вероятно, было радостно, как спокойно, как умилительно!

Давайте попробуем представить себе обстановку, которая была в то время. Тихое уединенное место на берегу Геннисаретского озера. Люди, сидящие на траве и слушающие Спасителя. Они пришли сюда не потому, что кто-то их звал или заставил прийти, нет. Они пришли, потому что слышали и видели Христа. Следовательно, здесь собрались люди, которые и думали одинаково, и стремились к одному: только к любви к Богу и человеку. Это единство продолжилось, когда они вместе стали вкушать пищу. Это как если бы после Литургии все вместе собрались на общую трапезу. А святые отцы говорят, что это чудо умножения хлебов было прообразом Божественной литургии. Но ещё раз я хочу вернуться к тому, чтобы мы попытались осмыслить ту самую атмосферу, которая была во время общения народа со Христом. Как, вероятно, было радостно, как спокойно, как умилительно! Как люди чувствовали братство и любовь между собой, и какое, в итоге возникало единство между людьми, единомысленными и единодушными!

Для этого и служится Литургия: чтобы мы собрались, и наша любовь, и наше единство были здесь воплощены. Чтобы мы были не по раздельности, а все вместе…

Прошли века. Всё это время каждый день совершалась Божественная Евхаристия. На Евхаристию собирались люди. Но к сожалению сейчас мы пришли к тому времени, когда, стоя на Литургии, мы не чувствуем того самого единения между собой, которое было в то время, – во время раздачи учениками Христа хлеба и рыбы людям. У нас возник страшный индивидуализм, когда каждый сам по себе, когда нет дела ни до чего, что происходит вокруг нас. Даже порой кажется, что люди, стоящие вокруг, мешают нашей углубленной молитве. Но одно дело – молитва уединенная, личная. Об этой молитве Христос сказал: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф.6:6). Совсем другое дело – Евхаристия, когда мы собираемся вместе, когда мы должны быть едины, как никогда, когда это единство должно основываться на любви, которая составляет фундамент нашей веры. Явить миру это единство и эту любовь – и есть задача каждого христианина. Для этого и служится Литургия: чтобы мы собрались, и наша любовь, и наше единство были здесь воплощены. Чтобы мы были не по раздельности, а все вместе, потому что и Церковь – это и есть единство, это единодушие.

Христос, как был тогда с ними, так и сейчас с нами. Он присутствует невидимо здесь, на нашей службе

«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» – эти слова мы слышали только что на Божественной литургии. И когда мы собираемся сюда, давайте вспомним о том, как Христос раздавал хлебы и рыбу людям, какие единство и любовь они чувствовали между собою, какая была атмосфера между ними, и попытаемся приблизиться к этому, потому что Христос, как был тогда с ними, так и сейчас с нами. Он присутствует невидимо здесь, на нашей службе. И не священник преподает Его Тело и Кровь, а Он Сам преподает каждому, стоящему здесь, Свои Божественные Дары.

Чтобы между нами было единство, чтобы была воплощена любовь, давайте собираться здесь, чувствуя, что мы все вместе, и все вместе причащаться…

И ещё один момент хочется мне упомянуть. Было бы, наверное, странно, если бы люди, которые присутствовали тогда, стали отказываться от пищи, которую предлагали им апостолы – хлебы и рыбу. Они сказали бы: «Нет, мы не хотим. Мы недостойны, мы не подготовлены». А ведь именно так получается, когда человек приходит, присутствует на Евхаристии и не причащается. Этим самым просто он отвергает Дары Божии, которые в изобилии подает Небесный Отец через Своего возлюбленного Сына. Поэтому чтобы между нами было единство, чтобы была воплощена любовь, давайте собираться здесь, чувствуя, что мы все вместе, и все вместе причащаться, как можно больше чтобы было причастников между нами. В идеале должен причаститься весь храм, и независимо от того, подготовились мы или нет. Мы все немощны, и каждый человек причащается недостойно. Но чтобы возникло то самое единство, нужно причащаться всем вместе. Давайте пытаться делать это как можно чаще: в воскресные дни и в большие праздники, чтобы любовь Христова была явлена между нами, а через нас – и всему миру. Аминь.

С праздником вас!