18.02.2024, Неделя 37-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В преддверии Великого Поста Церковь предлагает нам в Евангелии образы некоторых людей, чья жизнь важна для нашего духовного назидания. Одним из таких людей являлся Закхей. Закхей был начальник мытарей и не пользовался добрым расположением у народа. Но он слышал о великом Учителе и очень хотел Его увидеть. За Христом постоянно следовало много народа, среди которого находилось много законников, знатоков закона, учителей, которые пристально слушали и следили за словами и поведением Христа и не только не верили в Него, но искали, в чем бы обвинить Христа. И вот Закхей, который не видел Христа и желал хотя бы увидеть – неожиданно получил больше, чем ожидал. В Закхее в кратчайший срок происходит перемена образа жизни и веры, и он свидетельствует тут же своими делами.

…внешнее делание добродетели – всего лишь малый процент от кропотливого труда над этим делом внутри человека…

Здесь надо сказать, что благочестие еврейского народа зиждилось на тщательном исполнении закона, но со временем приняло негативные формы чисто внешнего исполнения обряда без соответствующего внутреннего состояния. Эти нарушения настолько были мерзки, что Сам Бог через пророка Исаию обличал еврейский народ весьма гневно. Но именно эти нарушения вкрались и в современную христианскую жизнь. Современные христиане отождествили добродетели с чисто внешним деланием без соответствующего внутреннего состояния. Многим ведь понятно, что внешнее делание добродетели – всего лишь малый процент от кропотливого труда над этим делом внутри человека, и внешний труд есть всего лишь результат большой работы внутри себя.

Бог вразумляет преступных, опустившихся до преступности содомлян, иудеев, чтобы они снова могли бы снискать себе милость Божию

Чтобы яснее представить опасность подмены и профанации в духовных подвигах, обратим внимание на слова Самого Бога, где Он через пророка Исаию обличает еврейский народ именно в этих тяжких грехах. Ис.1:5-6: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны». Израильское общество представляется пророку под образом больного тела. «Голова» этого тела (т. е. правительство) в ранах, «сердце… – (т. е. священники и левиты) – не чувствует болезни тела, исчахло». Ис.1:10: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего». Бог вразумляет преступных, опустившихся до преступности содомлян, иудеев, чтобы они снова могли бы снискать себе милость Божию. Для этого требуются, однако, не жертвы, не праздники, а исправление всей своей жизни, обращение на путь правды и справедливости в отношении к своим ближним.

Приходить в храм, пред лице Божие с дарами, и в то же время питать в сердце дурные чувства по отношению к ближним – это значит напрасно топтать двор Божия храма

При внимательном прочтении этих слов пророка мы увидим, как эти слова относятся напрямую к нам, христианам, ходящим в храм. Ис.1:11: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. – Я пресыщен всесожжением овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу». Бог установил принесение жертв не потому, что они были Ему Самому потребны, а для того, чтобы отвлечь иудеев от увлечения языческими жертвоприношениями и, кроме того, с целью возвести ум человека к сознанию необходимости «жертвы духовной». Евреи же в изобилии приносили в жертву всесожжение животных (тук или жир), и, наконец, только кровь животных. Но при этом в сердцах евреев не было соответственного священнодействию благочестивого настроения, и за это пророк обличает их. Ис.1:12: «Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?». Приходить в храм, пред лице Божие с дарами, и в то же время питать в сердце дурные чувства по отношению к ближним – это значит напрасно топтать двор Божия храма.

…посредством покаяния очистить свою душу, и вперед уже не делать зла. Но, кроме того — начать добрые дела…

Ис.1:13: «Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!» Тщетные – правильнее сказать, лживые, не выражающие действительного настроения приносящих. Такой дар, по более точному переводу с еврейского, есть отвратительное курение для Бога. Ис.1:14: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Ненависть приписывается Богу в переносном смысле. Это значит, что Бог устраняется от праздников иудейских, которые вовсе не были выражением действительной радости о Боге. – «Мне тяжело нести их». Ис.1:15: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови». «Простертие рук» или воздеяние рук к небу служило у всех народов внешним выражением молитвенных воздыханий к Богу. «Полны крови». Здесь по-еврейски слово «кровь» поставлено в числе множественном, что указывает на изобилие крови. Пророк представляет иудеев, приходящих молиться в храм, как преступников, убийц. Ис.1:16-17: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». Пророк приглашает этих загрязненных преступлениями людей омыться дочиста, т. е. посредством покаяния очистить свою душу, и вперед уже не делать зла. Но, кроме того, они должны начать добрые дела – защищать всех угнетенных, особенно же сирот и вдов, которые являются беззащитными. Эти слова пророка должны для нас христиан стать предметом самого тщательного научения для правильного прохождения Великого поста. Аминь.