Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В подготовительные недели Великого поста нам Церковь предлагает некоторые уроки, усвоив которые, мы с пользой будем проводить время поста. Неделя мытаря и фарисея акцентирует внимание на процессы, проходящие глубоко внутри человека.
Перемена пищи и поведения – это ряд внешних предписаний, которые не дают ещё полного понимания сути подвига поста. Многие не догадываются, что внешний подвиг важен, но не он определяет ценность подвига поста, самое важное, что за этим должно стоять, – это особенный труд во внутреннем человеке, который должен наблюдать человек более тщательно, чем за диетой.
И об этом учат святые отцы. Они говорят, что человек двухсоставен, состоит из души и тела. Тело живёт по своим законам, душа по своим. Без души тело мёртво, оставленное ею, оно начинает повреждаться и издавать смрад. Так и наружное благоговейное поведение без внутреннего упражнения души, – сначала оказывается чуждо духовного плода, потом заражается лицемерием, тщеславием, самомнением, человекоугодием и другими пагубными и труднозамечаемыми духовными страстями.
Так вот, святые отцы утверждают, что самым важным деланием человека, особенно постом, должно стать именно внутреннее делание. Оно состоит в том, чтобы дать душе правильное богоугодное делание, а уму должен человек дать правильное благочестивое направление образа мысли. Эти два направления безусловно самые важные, без которых подвиг поста обессмысливается.
Душевные страсти способны неприметно и быстро расти под покровом внешнего благочестия. Человек, любуясь своим наружним благочестием, переходит от благоговения к притворству или фарисейству.
Чем оно обусловлено? Человек очень быстро начинает замечать, что его внешнее благочестивое поведение, нравится слепотствующему миру, оно вызывает некоторую похвалу и уважение от внешних людей, но при этом человек отмечает некоторую приятность, что люди именно это уважают. И наконец, он полностью переходит на вкушение этой похвалы уважительного отношения, и настолько оно становится для него приятным, что он забывает на самом деле о правильном течение подвига, который должен продолжаться в его душе ради Бога. И вот это гибельное состояние формирует окончательно внутри человека фарисея, который ради внешних каких-то причин, и совершает многие добродетели уже в этом ключе. И тогда совершенно теряется весь смысл поста и духовного подвига, он становится на ложный путь самообмана. Фарисей строго держится убивающей буквы закона и отвергает живительный дух Закона. Фарисей хотя и говорит постоянно о Боге и о добродетели, но вполне чужд и Бога и добродетели. Он готов и способен на всякое злодеяние, на всякий низкий поступок ради своего самолюбия.
Итак. Наблюдение за своим внутренним состоянием, и пресечение дурных мыслей и желаний должно стать главным направлением нашего внутреннего подвига. Надо помнить, что душа не может быть без непрестанного упражнения. И если не дать ей богоугодного занятия, то она будет упражняться в тех мыслях и чувствах, которые рождаются в ней самой. Иначе она будет развивать свое падение, развивать ложь и зло, которыми она заражена.
Будем внимательны к советам святых отцов и слушать их назидания для того, чтобы совершать пост правильно, богоугодно, и с пользой для самих себя и ближних. Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин!