Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня память великих святых, – апостолов Петра и Павла. Когда мы размышляем об их жизни – я имею в виду не только Петра и Павла, а вообще святых, то нам кажется, что это просто идеальные люди, особенно после того, когда они приобщились к Истине, покаялись в прежней жизни, если она у них была вне Церкви, и никогда больше в своей жизни не делали никаких ошибок, всегда служили Богу, и всё делали к Славе Божией. Но вот история взаимоотношений двух апостолов, двух величайших людей на земле – Петра и Павла, говорит нам о другом, – что и у них тоже были споры и разногласия. Чтобы их понять, надо немножко опуститься в предысторию.
И только когда появился апостол Павел, тогда именно он поднял вопрос о том, что Христа надо проповедовать и язычникам тоже…
Дело в том, что когда началась христианская проповедь после Вознесения Христа, то апостолы первые годы проповеди обращались к иудеям, – к своему народу. Не было проповеди язычникам почти двадцать лет после Вознесения. Конечно, были некоторые обращения и из язычников тоже, но это были единичные случаи. И только когда появился апостол Павел, тогда именно он поднял вопрос о том, что Христа надо проповедовать и язычникам тоже. И здесь возникло затруднение, ведь иудеи даже при приобщении ко Христу продолжали соблюдать все предписания закона. Они обрезывались, они соблюдали субботу, они не употребляли определенную пищу, запрещенную законом. И множество других предписаний – они всё это продолжали соблюдать. Но возник вопрос, – а нужно ли это язычникам, если они приобщаются к Церкви? И вот тогда апостолы собрались вместе, на так называемый Апостольский собор, и решили, что язычникам не обязательно соблюдать предписания Ветхого Завета. Но по традиции, иудеи, приобщенные ко Христу, продолжали всё равно это делать.
И все толкователи Священного Писания, послания апостола Павла, и все святые отцы сходятся в общей мысли о том, что апостол Петр просто промолчал, и тем самым сгладил этот конфликт
И вот этот случай произошел в Антиохии. Апостол Петр, когда общался с обращенными из язычников, ел вместе с ними обычную пищу, – ту пищу, которую запрещена иудейским законом. А когда туда пришли иудеи, в Антиохию, и апостол Павел, – то апостол Петр отдалился от язычников, и вместе с иудеями начал соблюдать опять предписания Ветхого Завета. И вот апостол Павел пишет ему, вернее он пишет это в послании к Галатам, но касается это отношений с апостолом Петром: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:11–14). Вот суть этого конфликта, но интересно, что апостол Павел ничего не пишет о реакции апостола Петра на эти слова. И все толкователи Священного Писания, послания апостола Павла, и все святые отцы сходятся в общей мысли о том, что апостол Петр просто промолчал, и тем самым сгладил этот конфликт. Но надо представлять, кто такой апостол Петр – это был даже среди двенадцати апостолов камень веры, – как его назвал Христос. У него был непререкаемый авторитет, он был очень мудрым человеком. От его проповеди обращались тысячи ко Христу. И вдруг пришел апостол Павел, который даже Христа не видел во время Его земного служения, и вот с такими словами обращается к первоверховному апостолу. Петр промолчал, и тем самым, можно сказать, что конфликт был исчерпан.
Когда более мудрый, более опытный человек, более старший, вознесенный Богом на невероятную высоту, вдруг молчит и смиряется перед тем, кто его обличает…
Но этот случай заставляет задумываться и нас тоже, ведь и у нас Церковь наполнена очень разными людьми, каждый со своим мировоззрением, и нет ничего страшного в том, что на какие-то вопросы мы смотрим по-разному. Тот же самый апостол Павел писал: «Надлежит быть разногласиям между вами». И это абсолютно нормально, быть согласными со всеми всегда просто невозможно. Да, у нас существует Символ веры, существуют каноны Церкви, существуют учения о Триедином Боге, о Христе во время Его земного служения. И здесь конечно нам необходимо единомыслие в вопросах веры. Но во всех других вопросах у нас могут быть разногласия, и это вполне нормально. Ведь самое главное, чему нас учит история апостолов Петра и Павла – как преодолевать эти разногласия. Когда более мудрый, более опытный человек, более старший, вознесенный Богом на невероятную высоту, вдруг молчит и смиряется перед тем, кто его обличает. Так же и в семейной жизни, невозможно не быть конфликтам, но ведь самое главное то, как мы сглаживать должны эти конфликты. Может быть не получается сразу свести их на нет – эмоции, чувства, обиды порой захлестывают всё наше существо. Но проходит немного времени, и мы остываем, и мы всегда должны идти на примирение. Всегда должен мир Христов быть между нами. Вот этот самый мир Христов был и между апостолами тоже.
Так что вот этот случай, казалось бы, конфликтный, но он тоже нас учит любви…
Думается, что если бы не Христос, если бы не Его учение о любви, о всепрощении, то наверное никакого примирения апостолов могло и не быть. А так, они вместе засвидетельствовали мученической кончиной верность Христовой любви, и поступали всегда именно по ней. Так что вот этот случай, казалось бы, конфликтный, но он тоже нас учит любви. Любви между собой, между братьями и сестрами, между мужем и женой, между родителями и детьми. Это учит нас вглядываться внимательно и видеть любовь там, где порой казалось бы её оставляем. Но нет, будем возвращаться к ней, и будем любить друг друга так искренне, как любили друг друга апостолы Петр и Павел. Аминь.
С праздником вас!