Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слышали притчу Христа о том, как господин созывал брачный пир для своего сына. Были посланы гонцы к знакомым, друзьям, родственникам, но все отказались прийти. А когда господин вторично посылал рабов, то некоторых из них даже убили. И вот господин говорит своим слугам: «Пойдите на распутье, на пересечение дорог, и найдите всех, кого только возможно, и пригласите, чтобы наполнился брачный чертог для пира моего сына». Слуги так и сделали, – и действительно, гости собрались в полноте. И когда господин вышел к гостям, то увидел человека, который был одет немного не так, не в брачную одежду. В брачную одежду одевали людей специально, когда они приходили на это торжество. И даже у господ была специальная одежда, чтобы гости не несли её с собой, а могли переодеться уже непосредственно в доме. И вот, господин разгневался на этого человека, который пришел, и не оделся в брачную одежду. И этот человек был удален с брачного пира.
Конечно, притча вроде бы понятна на первый взгляд… Но нам надо задуматься вот об этом самом человеке, который был одет не в брачную одежду. Что же этим хотел сказать Господь?
Конечно, притча вроде бы понятна на первый взгляд. Господь посылал Своих пророков к иудейскому народу, пытался всячески соединить его с Собой, образ чего и есть этот самый брачный пир. Господь звал их на общение с Собой и Своим Сыном. Но часто пророки были гонимы, не услышаны, а многих из них даже убивали. И вот Господь теперь обращается к другим народам, призывает их к Себе, и действительно, брачный пир наполняется возлежащими. Но нам надо задуматься вот об этом самом человеке, который был одет не в брачную одежду. Что же этим хотел сказать Господь? Здесь на помощь нам приходят слова святителя Григория Двоеслова: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду (Мф.22:11). Поскольку вы, по щедрости Бога, уже вошли в дом брачного пира, то есть святую Церковь, то будьте внимательны, братья, как бы Царь, придя, не обнаружил изъяна в облачениях души вашей. С великим трепетом в сердце рассуждать надо о том, что последует: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду. Возлюбленные братья! Что, как вам кажется, обозначается брачной одеждой? Если скажем, что брачная одежда – это крещение или вера, то кто же вошел туда без крещения и без веры? Человек, еще не поверивший, находится вне пира. Что же должны мы понимать под брачной одеждой, как не любовь? Человек приходит на брачный пир, но нет на том брачной одежды, кто, пребывая в святой Церкви, не имеет любви, пусть даже есть в нем вера. Мы правы, когда говорим, что брачная одежда – любовь, потому что это именно то, что имел наш Творец, когда пришел на брачный пир соединения Себя с Церковью. И только любовь Бога сделала возможным то, что Его Сын Единородный соединился с сердцами избранных Своих. Иоанн говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16)». Вот такие слова святителя Григория Двоеслова говорят нам о том, что можно находиться в Церкви, на этом брачном пире, но не быть в брачных одеждах и не быть вместе со Христом. Ведь мы в Церковь идем к Нему, к Тому, Который сказал, что Бог есть Любовь. Само Его пришествие в этот мир было откровением того, что Бог есть Любовь.
…все наши Таинства, все наши молитвы направлены только на одно: воспитать в своем сердце то чувство, которое присуще Богу. Только если мы будем иметь любовь в своем сердце, только тогда мы можем соединиться с Богом…
Но если раньше, в первые века, люди, смотревшие на христиан, говорили: «Посмотрите, какая между ними любовь», то сейчас, если внешние люди посмотрят на нас, они, наверное воскликнут: «Посмотрите, ведь у них совсем нет любви, хотя они постоянно говорят о ней!». Эта фальшь нас во многом выдает. Почему в Церкви так мало молодых людей? Почему часто наши дети не идут за нами в храм? Почему количество христиан не увеличивается, а пребывает тем же, а порой и уменьшается? Наверное, потому, что и дети, и многие люди чувствуют эту фальшь, когда мы говорим о любви, говорим о заботе друг о друге, говорим о многих добродетелях, но не имеем их в сердце. О какой христианской любви к врагам можно говорить, если у нас нет обыкновенной человеческой любви друг к другу? Насчет этого надо задуматься, потому что вся наша христианская жизнь, все наши Таинства, все наши молитвы направлены только на одно: воспитать в своем сердце то чувство, которое присуще Богу. Только если мы будем иметь любовь в своем сердце, только тогда мы можем соединиться с Богом, и нет других путей! Мы думаем, что ходим в церковь, трудимся, молимся, постимся и может быть, Господь помилует нас за это. Но братья и сестры, не надо обольщаться, потому что соединяют с Богом нас не труды наши, не болезни наши, не скорби и ничего другое, а соединяет только одно – любовь, потому что по слову Христа Бог есть любовь. Вот казалось бы, притча о постороннем, но каждая притча Христа – это слово любви, и каждое Его действие – это выражение любви. Поэтому если мы хотим следовать за Христом, хотим быть с Ним, нам остается только один путь: воспитание в нашем жестком и невосприимчивом сердце любви, той любви, о которой говорил Христос, той любви, за которую Он был распят. Аминь.
С праздником вас!