Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Многократно в Священном Писании мы встречаем свидетельства, данные Самим Господом Иисусом Христом о том, что этот мир и всех людей ожидает Страшный суд, что для нас уготована и геенна, и Царство Небесное. Это мы слышали и в сегодняшней притче, которая повествует о смерти бедного Лазаря и богача. Правда в том, что если Бог не хотел бы судить людей в будущем, то и не наказывал бы в этой жизни. Но реальная жизнь ставит перед нами такие вопросы, на которые, кажется, трудно ответить. Мы видим, что некоторые злые люди получают возмездие здесь, а некоторые умирают, не получив наказания. Это смущает многих. Святитель Иоанн Златоуст даёт ответ и говорит, что если Бог нелицеприятен, Он должен воздавать всем равное. Но это трудно понимается, когда мы видим, что одного Бог наказывает, а другому попускает умирать без наказания. Это трудно и непонятно, но разрешить это недоумение можно достаточно легко. Иоанн Златоуст поясняет так: «Бог не всех наказывает здесь для того, чтобы ты не отчаялся в воскресении, и не перестал ожидать суда, ввиду того, что все уже получили воздаяние здесь; не всех также оставляет и без наказания, чтобы ты опять не подумал, что вселенная не управляется провидением». И далее святитель даёт удивительное пояснение: «Когда наказывает, то этим дает разуметь, что от тех, которые не были наказаны здесь, Он потребует отчета там; когда же не наказывает, то этим заставляет тебя верить, что по отшествии из этой жизни будет Страшный суд. Если бы Он вообще не хотел воздавать каждому свое, то и здесь никого бы ни наказывал, ни награждал».
Иоанн Златоуст: «…Удостоив тебя бесценного дара благочестия, и через него сделав тебя равным ангелам, неужели Он презрит тебя после бесчисленных твоих трудов и подвигов? Возможно ли это? Очевидно, нет»
Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, что Бог сделал для человека: распростер небо и сотворил землю, повелевает солнцу светить днем, а луне – ночью. Для человека веют ветры и текут реки, цветут травы и поют птицы, и вся вселенная движется для человека. Величие этих дарований должно убеждать человека в том, что у него есть огромная ответственность за эти дарования перед Богом. Иоанн Златоуст продолжает свою мысль: «Итак, видя столь прекрасный порядок в мире, – хотя мы не показали и малейшей его части, – дерзнешь ли ты сказать, что Тот, Кто столько благ устроил для тебя, при конце жизни презрит тебя, и по смерти оставит тебя поверженным вместе с ослами и свиньями? Удостоив тебя бесценного дара благочестия, и через него сделав тебя равным ангелам, неужели Он презрит тебя после бесчисленных твоих трудов и подвигов? Возможно ли это? Очевидно, нет».
…Ты не только будешь испытан, но и все твои покаянные вздохи и слезы будут взвешены на весах нелицеприятного Бога, и ты примешь вознаграждение за свои подвиги…
Даровав тебе бессмертную душу, украшенную всяческими красотами и добродетелями, ценность которой святые отцы оценивают выше всего мироздания, не поставит ли Бог на Своем суде тебе в укор безответственное к ним отношение? Поэтому, по словам Иоанна Златоуста, Бог взвесит все твои труды и подвиги. Разъяснение этих истин представлено нам в Священном Писании, оно яснее лучей солнца. Ты не только будешь испытан, но и все твои покаянные вздохи и слезы будут взвешены на весах нелицеприятного Бога, и ты примешь вознаграждение за свои подвиги. А если пренебрежешь этими дарованиями, которые дал тебе Бог, то получишь возмездие и наказание за это и за свои грехи в будущем веке. Аминь.