Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Какой поучительный и назидательный урок дает нам сегодняшнее евангельское чтение! Господь наш Иисус Христос стоит на зеленеющем берегу Геннисаретского озера, и несмотря на ранний час, вокруг Него уже собирается множество народа, чтобы послушать словеса, исходящие из уст Бога. Недалеко от этого собрания на берегу моря, к берегу причалили две лодки. Из них выходили усталые, унылые и разочарованные рыбаки. В эту ночь они ничего не поймали. Господь переходит в одну из лодок – это была лодка апостола Петра, и отплыв на малое расстояние от берега, продолжает поучать народ. Окончив поучение, Он обращается к апостолу Петру, и говорит: «…отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк.5:4). Апостол Петр ответил: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк.5:5). Но апостол Петр был очень послушным учеником Христа, и несмотря на усталость, на уныние, он говорит Христу: «но по слову Твоему закину сеть» (Лк.5:5). И отплывают, и закидывают сеть на глубину моря. И блажен апостол Петр в своем послушании Богу – они закинули сеть, и через малое время она наполнилась множеством рыбы так, что начала трещать и прорываться. Апостол Петр обращается к друзьям, которые на соседних лодках тоже ловили, чтобы они пришли к ним на помощь и помогли вытащить эту сеть на берег моря, что и сделали ближние.
...их чуткие души ощутили преимущество служения Богу, перед, может быть, счастливыми минутами и радостями земной жизни...
И вот эта чувственная душа апостола Петра заметила, не пропустила этой благодатной минуты, и в очах его сверкнул величественный всемогущий Христос как Бог. «…выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк.5:8) – воскликнул Петр в смиренном трепете. Этот лов рыбы произвел, навел ужас на всех присутствующих – не только на апостола Петра, но и на всех. Но человеколюбивый Христос Бог тут же поспешил успокоить Своего ученика апостола Петра: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк.5:10). И сердцевидец Бог, провидящий века, Он знал, что вот эта небольшая группа апостолов, простых людей, избранных Им, укрепляемая силою свыше, она потом пойдет по городам и весям всей Римской империи, и со всяким дерзновением будет благовествовать людям радость велию, евангельскую истину, и утверждая и созывая во врата юной Церкви множество народа. Апостолы по всей видимости ощутили эту важность слов Христа, и они, уже оставив лодки, наполненные рыбой, не соблазнились этим ловом, но оставив всё, их чуткие души ощутили преимущество служения Богу, перед, может быть, счастливыми минутами и радостями земной жизни.
...всякое дело, которое начинает человек, только тогда закончится благополучно и добре, когда на нем будет почивать благословение Божие, привлекаемое верою...
Вот это евангельское повествование напоминает нам о том, что всякое дело, которое начинает человек, только тогда закончится благополучно и до́бре, когда на нем будет почивать благословение Божие, благословение, привлекаемое верою. И мы с вами, как верующие люди знаем, что всемогущая рука Божия, сотворившая этот мир, ни на мгновение не оставляет его, но всем правит, и всё ведет к добрым целям. Если человек в молитве просит у Бога доброго, хорошего, то он непременно это получит, но чтобы получить это доброе и хорошее у Бога, недостаточно одной молитвы. Нужно нечто другое – это послушание и покорность Богу, и урок такого послушания являет нам сегодня апостол Петр. Он был опытным рыболовом, он знал, что в это время суток на глубине этой рыба не водится, но однако, оставив свою человеческую мудрость, свои знания, он послушался Христа Бога, и это послушание его увенчалось успехом. Столько поймал рыбы, что едва вытащили на берег.
...вот если бы мы с вами имели такое послушание и покорность Богу? То тогда бы всякая наша молитва приносила бы нам добрые плоды, столь нужные и полезные для доброй жизни здесь и для спасения души...
И слушая сегодняшнее евангельское чтение, мы должны задаться вопросом к себе: вот если бы мы с вами имели такое послушание и покорность Богу? То тогда бы всякая наша молитва приносила бы нам добрые плоды, столь нужные и полезные для доброй жизни здесь и для спасения души. Но таковыми ли мы с вами являемся сынами, дочерями Бога, верим ли мы каждому слову Христа Спасителя, исполняем ли Его святые заповеди? Не многие люди это делают. Святитель Феофан Затворник свидетельствует, что миллионы людей читают Евангелие, слушают его, но по Евангелию живут единицы, исполняют волю Божию. Возьмем хотя бы заповедь Божию о почитании дня седьмого, праздничных дней – многие ли из христиан спешат в этот день в храм Божий, чтобы прославить Бога? А занимаются своими повседневными делами. Где здесь послушание Богу? Послушание своему чреву, корысти, полное маловерие. Коснется ли каждого из нас какое-либо горе, скорбь, испытание – мы тут же, многие из нас, начинают роптать и говорить: «За что мне такое наказание? Чем я заслужил всё это от Бога? Я же живу по-христиански, посещаю храм Божий!» – где послушание воле Божией?
...послушание Богу с верою – оно угодно Богу, и приносит нам с вами добрые плоды, утверждение в жизни по Бозе
Господь повелевает нам любить всякого человека, и даже врагов наших, и не только любить, но и принимать доброе участие в жизни тех людей, кто нуждается в помощи, и как часто мы с вами, не оказывая этой помощи – а эту помощь в молитве за ближних каждый из нас может оказывать – оправдываем себя тем, – «Какое мне до этого дело? Мне до самого себя…», – а сами же хотим от Бога, чтобы Он посылал нам свои милость и благодеяние. Такое наше непослушание Богу, оно не угодно Ему, и человекогубительно, губительно для нас с вами. И напротив, послушание Богу с верою – оно угодно Богу, и приносит нам с вами добрые плоды, утверждение в жизни по Бозе. И мы с вами как христиане, читая слово Божие, читая, слушая его, должны немножко обращать на это внимание, и утверждать свою жизнь во свете Божественных заповедей, и просить Бога всякий раз, чтобы Он укрепил в нас веру, и помог бы нам с вами исполнять святые Его заповеди, чтобы стать наследниками Царства Небесного. Аминь.
С праздником вас!
06.10.2024, Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, и с попразднством великого праздника Воздвижение Честна́го Животворящего Креста Господня. На Кресте Христовом в священном зна́мени соединилось всё чистое, светлое, желанное, радость и счастье вечной жизни. Крест Христов знаменает нам собой победу, примирение Неба с землей, человечества с Горним миром. Не Бог враждовал с человеком, но человек восстал против Бога и враждовал с Богом. И своей беззаконной, богопротивной жизнью он воздвиг стену, отделяющую, заслоняющую от нас Небо, и отделяющую человека от Бога. Христос Спаситель, придя в мир, взял на Себя грех всего человечества, и дал возможность избитому, израненному человеку получить прощение грехов, и вновь взывать к Богу: «Отче наш!». Святитель Димитрий Ростовский говорит, что первым древом мы умертвились, Древом же Крестным мы получили спасение. Первым древом человек был изгнан из рая, вторым, – Древом Крестным, он был возведен в Царство Небесное, а посему, это Древо преблагословенное достойно всякой похвалы и поклонения.
Он с распростертыми руками принимает всякого кающегося грешника, прощает ему грехи и согревает его Божественной любовью...
Крест Христов явил нам бесконечную Божественную любовь, любовь – которая окружает нас, которая страдает за нас, и которая никогда не прекратится. Всемогущий Бог, Творец мира и земли смирил Себя, стал Человеком, претерпел всевозможные ужасы и страдания земной жизни, был вознесен на Крест, принял позорнейшую смерть, открыл человеку закрытую человеком при грехопадении дверь райскую. И в этих дверях райских Он стоит Сам, и призывает всякого кающегося к этой вечной радости. Он с распростертыми руками принимает всякого кающегося грешника, прощает ему грехи и согревает его Божественной любовью. И человек, с незамутненным грехом сердечным оком, не может не видеть этой Божественной любви, а видя её, он не может не преклоняться пред Животворящим Крестом Христовым, и из глубины своего сердца не возносить молитву Богу Спасителю нашему. Только человек, потерявший всякое стремление жить сердцем, не может видеть этой Божественной любви к нам, и воспламениться огнем ответной любви.
...для верующего человека, искупленного Божественной любовью, всякий человек является братом, которого он должен любить как самого себя...
Крестом Христос принес на землю новую заповедь в отношении человека к человеку. Он страдал на Кресте, умирал, не за один какой-либо избранный народ, но за всё человечество. Он вновь и вновь явил нам на Кресте вечную Божественную истину, что все люди имеют бессмертную душу, что все люди являются детьми Отца Небесного и братьями между собой. А если это так, то для верующего человека, искупленного Божественной любовью, всякий человек является братом, которого он должен любить как самого себя, и как можно больше на земле делать добрых дел. Крест Христов – это символ нашей веры, и видимое выражение нашего с вами христианского упования, знамения христианина и христианства.
Своим бесконечным человеколюбием, добрыми делами, Христос призывает каждого человека неослабно творить дела милосердия, ...постоянно и мужественно бороться со своим эгоизмом...
Крестом Христос принес на землю человеку многое. Своим бесконечным человеколюбием, добрыми делами, Он призывает каждого человека неослабно творить дела милосердия, призывает каждого человека постоянно и мужественно бороться со своим эгоизмом, со своими чувствованиями, со своими греховными желаниями и стремлениями. Для того-то и выносят Крест Господень на середину храма, чтобы нам с вами напомнить, и мы с вами увидели, Кто страдает на Кресте, и ради кого Он страдает. Крест Господень свидетельствует нам о бесконечной любви Бога к каждому человеку, и всё это напоминает нам и призывает нас с вами перед этой бесконечной любовью преклоняться, каяться во грехах своих, оставлять путь греха, и просить у Бога прощения.
И наконец, кто укрепляет человека в добродетельной жизни? Тоже Крест Господень...
И чем слабый немощный человек живет и сохраняется, как не силою Честна́го Животворящего Креста Господня? Кто нам с вами помогает в борьбе с грехами, с пороками, с греховными помыслами и желаниями, как не Крест Господень? Кто хранит нас с вами от всех зол, видимых и невидимых? Крест Господень. И наконец, кто укрепляет человека в добродетельной жизни? Тоже Крест Господень. А посему, он достоин всякой похвалы, славы и чести. И прославляя его в эти светлые дни, будем преклоняться пред ним очами нашего верующего сердца, преклоняться и лобызать его и устами и сердцем, просить у распятого на Кресте помощи, чтобы мы с вами жили до́бре по-христиански. И эта помощь, если человек искренне обращается к Богу и просит этой помощи, она бывает даруема человеку, – помощь, утверждающая и укрепляющая человека в добром житии здесь на земле, и помогающая человеку достичь горних обителей Царства Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
С праздником вас!