Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Знаменитый мудростью царь Соломон, исследовав все вещи мира и все виды наслаждений, к которым стремятся все люди, дал удивительное определение сути всех вещей в мире и определил: «Всё суета сует». Его вывод о смысле жизни был самый авторитетный, ибо этот царь в своём богатстве и славе возвышался более всех. Слова «суета сует» в еврейском тексте – «гебель-гебалим» у толкователей имеет значение как неосязаемый воздух, пар, туман, или как отсутствие смысла в слове или в деле. Но в Библии находим полную антиномию этого слова. Антиномия – это полная противоположность смысла того, что есть суета. В книге Чисел в Библии говорится о служении Левитов при Скинии, и это служение Богу названо Делом дел, то есть служение Богу названо делом в превосходной степени.
Библейский мудрец говорит о том, что ещё на пути к храму должна начинаться молитва...
Но что было особенно важным в деле служения Богу, которое есть превосходное дело? Эту тайну раскрыл Екклезиаст в своей книге. Библейский мудрец даёт важный совет всем, кто идет в храм на молитву. Этот совет актуален и доныне. Более того, незнание этих правил сделает бесполезным дело молитвы в храме и тем, кто сегодня посещает храм. Библейский мудрец говорит о том, что ещё на пути к храму должна начинаться молитва идущего в храм, и какое делание в храме самое важное: «Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают» (Еккл. 4:17).
Во время богослужения возвещаются важнейшие истины, которые возвещает Бог...
Библейский язык поэтичен и глубок, поэтому не нужно думать, что мудрец заботится о красивой походке идущего в храм. Он говорит о том, чтобы наблюдал за сердцем своим ещё на пути, идя к Богу. Второй совет ещё более важен: «Будь готов более к слушанию, чем к жертвоприношению». Многим кажется, что наш приход в храм – уже достаточная жертва. А если купил ещё свечу – то я выполнил долг о жертвах. Важнейший элемент молитвы определил мудрец так: «... приготовься более к слушанию чем к жертвам». Во время богослужения возвещаются важнейшие истины, которые возвещает Бог, и если ты их не слышишь и не понимаешь – ты остаешься пустым. И мудрец добавляет: «ибо они даже не понимают, что делают худо».
«...слушание Бога есть врачевство против греха» - Блаженный Иероним
Мудрец продолжает давать совет: «Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл. 5:1). Блаженный Иероним тонко чувствует мысль Екклезиаста: «Многие неразумные не понимают, что слушание Бога есть врачевство против греха. Они думают, что они могут удовлетворить Богу принесением даров, и не понимают, что это зло и грех – хотеть исправить сделанные грехи не послушанием и добрыми делами, а дарами и жертвами». В нашем случае это означает – хотеть очистить грехи вычитыванием правил и посещением служб, а не исправлением жизни. «Так и голос глупого, – говорит мудрец, – познаётся при множестве слов». Аминь.
05.10.2025, Неделя 17-я по Пятидесятнице
Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о призвании к апостольскому служению апостолов Петра, Иакова, Иоанна, и мы все с вами хорошо знаем это евангельское повествование (Лк.5:1-11). Апостолы – люди простые, неграмотные, бедные, и вот с таких людей Господь начинает собирать Себе учеников и апостолов, благовествующих миру весть о спасении – «Да не похвалится всякая плоть пред Богом» (1Кор.1:29) – говорит нам апостол Павел, – то есть «не похвалится перед Ним мудрый мудростью своей» (Троицкие листки. №801-1050). Апостолы ни на минуту не задумываясь, последовали за Христом во имя Господа, во имя спасения людей и во имя своего спасения – они оставили всё – и сети, и лодки, наполненные рыбой. Надо заметить то, что рыбная ловля была для апостолов не каким-то таким увлечением, как сегодня бы сказали хобби – это было для них жизненно важным – от своих трудов, от ловли рыбы они питались сами и домашние их вместе с ними. Но они оставляют всё это, оставляют свою волю, и следуют за Христом Богом далее, за своим Божественным учителем для спасения своей души и благовествования всему роду человеческому евангельской истины. Они оставили себя, свою волю, свои греховные, как и у всех людей, привычки, и последовали воле Божией. Этим своим примером они научают нас тому, чтобы мы как христиане, от много отказались в этой жизни для того, чтобы спасти свои души. От нас с вами никто не требует отказываться от своих родных, близких, от своих занятий на сегодняшний день, но оставить грехи, греховные поползновения, греховные привычки, оставить стремление ко греху, оставить то, что удаляет нас от Бога, от Его правды, святости, оставить то, что влечет нашу душу, нас с вами к вечной погибели, – христианин в своей жизни просто обязан.
...но Он и всячески помогает человеку идти по этому пусть трудному, тернистому, но славному пути...
Святые люди вместе с пророком Давидом напоминают нам о том, что все мы с вами здесь в этой жизни странники и пришельцы, что мы с вами здесь временные гости, что мы с вами граждане Неба, и следовательно – наследники Царства Небесного. Но как часто мы с вами, люди, забываем эту истину, что только это убеждение дает человеку правильное направление в жизни, указывает ему на то, что он – небожитель, наследник Царства Небесного. И в это Царство Бог зовет каждого человека: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Бог не только зовет человека в эту вечную жизнь, но Он и всячески помогает человеку идти по этому пусть трудному, тернистому, но славному пути. И как важно нам с вами как христианам слушаться Бога, исполнять святые Его заповеди!
И пусть никого из нас не смущает этот узкий путь...
И вслед за Христом в Его Горнее Царство на Небо вошли все апостолы, все святые угодники Божии, и ныне они пребывают в вековечной славе. Они явили нам пример духовного совершенства, образец верности и постоянного всегдашнего служения Богу и Церкви. И если мы с вами как христиане хотим быть учениками Христовыми, то и должны уподобляться Богу, Его апостолам, всем святым людям. И пусть никого из нас не смущает этот узкий путь, ведущий в Царство Небесное, и те тесные врата, через которые прошли все святые угодники Божии. Но к сожалению мы с вами настолько слабы и немощны, что очень часто забываем этот путь спасения, а становимся на путь ведущий нас не к Богу, а от Бога, на путь греха, удаления от Бога, на путь погибели. И наша земная жизнь как христиан, она не всегда соответствует нашему великому званию – Православный человек. В большей части мы не желаем по собственной воле бороться со всем тем, что нас удаляет от Бога, что препятствует нашему спасению. Беда жизни человека заключается в том, что он добровольно удаляет себя от незримого духовного Царства, где в вековечной славе пребывают все апостолы, все святые угодники Божии, и нас с вами Бог зовет в это Царство незримое, но явно ожидающе каждого человека. Но человек своим отступлением от Бога постепенно всё углубляет и углубляет, расширяет и расширяет ту бездну, тот ров, разделяющие нас с Богом. И наконец происходит то, что если человек не живет по заповедям Божиим, – он уже просто не сможет выбраться из этого рва греховного, и сам себя обрекает на вечную погибель.
И сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о той вере, о той преданности, о той постоянной любви святых апостолов и Петра, и Иакова, и Иоанна...
В своей земной жизни, многие из нас, в том числе и мы христиане, так привязаны к земным удовольствиям, к земным благам, к радостям земной жизни, к её суете, что порабощаем дух свой многострастной плоти и её вожделениям, забывая о душе – вещи бессмертной, о том, что нас с вами ждет Отечество вожделенное. И сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о той вере, о той преданности, о той постоянной любви святых апостолов и Петра, и Иакова, и Иоанна, и всех святых, которые раз и навсегда отреклись от своей воли и невозбранно последовали за Христом Спасителем. Какие бы трудности ни встречались на их жизненном пути – это напоминает нам о том, что для спасения души человек должен в этой жизни от многого отказаться, от всех тех удовольствий, которые удаляют нас от Бога. Почаще приклонять пред Богом колено сердец наших, простирать к Нему руки в молитве со слезным покаянием, сокрушением о своих грехах. Возненавидеть всякий грех, и напротив – возлюбить все заповеди Божии, и в заповедях Божиих следовать к Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Которому подобает вечная слава со Безначальным Отцем, и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
С праздником вас, друзья!
