Проповедь, иерей Сергий Гурдяев
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Успения Божией Матери, и мы вновь слышали вероятно один из самых часто читаемых за Божественной литургией евангельских отрывков. Повествование апостола и евангелиста Луки, которое, согласно уставу, всегда прочитывается в дни Богородичных праздников. Возвращаясь к одному и тому же тексту из раза в раз, мы часто сталкиваемся с тем, что перестаем обращать на него пристальное внимание своего ума и сердца. Но с другой стороны, так прочитывая, слушая его часто, – мы имеем возможность каждый раз замечать нечто новое, заставляющее нас задуматься и, возможно, измениться.
Итак, две сестры — Марфа и Мария — столь хорошо знакомы нам. Одна суетлива, но заботлива, другая же тиха, но внимательна. Порой мы примеряем на себя какой-либо из этих образов, чтобы понять, как же угодить Богу. В чем именно ошибка, или лучше сказать, недочет Марфы? В чем именно упрекает ее Спаситель? И какой урок мы можем из этого вынести?
Следует обратить внимание на слова Евангелия, которое говорит, что Марфа не просто заботилась об угощении, но именно «о большом угощении» (Лк. 10:40). И в словах Господа мы видим указание на то же самое, она не просто заботится и суетится, но суетится «о многом» (Лк. 10:41). Несомненно, мы можем вынести из истории сестер Марфы и Марии тот факт, что не стоило совершенно отказываться от заботы о гостях. И вполне возможно, что Мария тоже сделала все для этого необходимое, но не чрезмерно, и села у ног Христа, потому что именно это и было самой главной заботой для нее.
Но Марфа увлеклась, что часто бывает с нами. Порой, мы как будто забываем о том, что является наиболее важным в нашей вере, а что — второстепенным. Начинаем увлекаться различными традициями, историей и всем прочим, что само по себе безусловно важно, но без внимательного отношения ко Христу, а значит к ближнему, оно не имеет никакого значения. И порой нам кажется, что «вот сейчас я сделаю еще вот это, тут обустрою еще что-то поудобнее, а потом уж сяду у ног Иисусовых, и буду внимать тому, что Он говорит, тому чему Он учит». И как часто подобный ход мыслей становится самообманом, замкнутым в себе. Ведь всегда можно сделать что-то еще лучше, еще удобнее. А на главное так и не отыскать времени.
И не только мы не находим времени, но еще и упрекаем тех, кто находит время на самое главное в жизни. Или даже не упрекаем, но завидуем им. В то время как «одно только нужно»: сделать самое необходимое для жизни внешней, и предаться главному — общению с Богом, вниманию к нуждам ближних и внутренней жизни своего сердца. Это совсем не означает, что нужно бросить все бытовое: работу, семью, светскую жизнь. Нет, хотя Бог любит нас абсолютной любовью и ждет от нас того же, это отнюдь не означает, что доказать эту любовь можно бросив все то, что дорого и ценно. Это так же неправильно, как и пытаться доказать любовь к супругу или супруге, проявляя неуважение и безразличие к своим родителям. И лишь наполняя всю прочую жизнь Христом, мы можем действительно стать христианами, и как это парадоксально не звучало бы, можем действительно умереть для мира, как пишет апостол Павел, чтобы жить со Христом в Боге (см. Кол. 3:3).
Сегодня праздник Успения Божией Матери. Из нашей жизни и отношений человеческих мы знаем, что не всех зовут на погребение и похороны, а только близких людей. Мы с Вами имеем счастье быть членами семьи Господа Иисуса Христа. Мы имеем большое утешение и честь быть причастниками древней Христовой Церкви, которая и составляет семью Спасителя и Его Пречистой Матери.
И в этот день мы оказываемся в числе тех людей, которые предстоят одру Богородицы, взирают на Её сомкнутые очи и видят совсем не смерть, но успение. Ведь там, где должна была запечатлеться смерть, вновь воссияла жизнь. Дверь, через которую совершенная Жизнь пришла на землю, была также вынуждена пройти через врата смерти. И вновь мы в нашей семье предстоим гробу, из которого силою воскресшего Иисуса Христа воссияла жизнь. Вместе с учениками мы созерцаем Деву, ставшую Царицей неба и земли. Каждому верующему сердцу Она стала настолько близкой и родной, что мы называем Её не только Богородицей, не только Матерью Господней, но именуем Её и своей Матерью. И вместе со всей Церковью сегодня мы восклицаем: «О, дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лестница к Небу Гробом бывает. Веселись Гефсимания, Богородичен святый дом. Возопием верные, Гавриила имея чиноначальником: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру Тобою великую милость!» Аминь.