Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Все мы с вами сегодня, братья и сестры, празднуем евангельское событие – земное явление Небесного Царя. Священное Писание, – Евангелие, свидетельствует нам о том, что во время земной жизни Христос Спаситель неоднократно посещал град Иерусалим. Но ныне, Он восходит в сей град, как подобает войти царю, и на это Он имеет полное право. Всё же сие было, говорит нам евангелист, о чем свидетельствуют пророки – пророки возвещали о Нем как о Царе, грядущим в мир, о Царе, несущему человечеству – мир и избавление. Пророк Исаия говорит: «Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ис. 62:11). Пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Зах. 9:9). Пророк Давид возвещает, предсказывает, что из уст грудных детей, младенцев Христос совершил Себе хвалу: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3).
Царство Христово, оно вне времени и места, оно обнимает собой весь мир, мир видимый и невидимый
Христос Спаситель во время Своей земной жизни неоднократно говорил и апостолам и народу о Своем царском служении, но люди хотели видеть в Нем земного царя, дающего человеку земные блага. И как до этого момента, так и на суде у Пилата, Христос свидетельствует, что Царство Его – не от мира сего, следовательно, этому Царству не будет конца. И эту вечную истину Святая Церковь всякий раз исповедует в Символе веры. Царство Христово, оно вне времени и места, оно обнимает собой весь мир, мир видимый и невидимый. На кануне Своих крестных страданий, за сорок дней до этого, во время Преображения на Фаворе, Христос на мгновение времени преобразил апостолов, и показал им всю славу и величие и свет Своего Божества, дабы они, как поет Святая Церковь в этот праздник, когда увидят Его распинаемым, поймут и уразумеют вольные Его страдания ради спасения человека, и проповедовать будут миру, что Он есть воистину Отчее сияние.
Он входит во Иерусалим как Царь, но не как царь земной…
Царство Христово не от мира сего, но оно неотделимо от Церкви, от земли, от человека. Оно для человека. И ныне Христос входит во град Иерусалим ради человека и для человека. Он входит туда как Царь, но не как царь земной, – земные цари всегда въезжали во грады, в столицы на белых конях. А здесь Христос, показуя нам с вами величайшее смирение, въезжает на ослике. Народ приветствует Его, постилая свои одежды по дороге, по которой Он следовал, режет пальмовые ветви и ими же устилает дорогу, восклицая «Осанна!» — то есть «Спасение!». «Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9). «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение» (Мф. 21:10), а там было множество людей, – все собрались на праздник Пасхи и спрашивали: «Кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:10-11). Но пройдет совсем мало дней, и эти же люди будут свидетельствовать и покажут нам, как всё в этом мире изменчиво и непостоянно. Они будут уже кричать: «Распни Его!».
…неизреченное уничижение, смирение, приводят к возвышению Христа, приводят к победе над злом, к победе над смертью…
После торжественного входа Христа в Иерусалим для Него наступают дни уничижений и страданий, наступают дни воистину Его царского величия. Священное Писание называет Христа Спасителя вторым Адамом. В первом Адаме люди согрешили и подверглись бедственным последствиям. Во втором Адаме, – во Христе, человеку даруется жизнь и вечное спасение. Первого Адама в раю с радостью встречало всё сотворенное, в таком своем гармоничном сочетании и подчинении ему. Второго Адама – Христа – ныне с ликованием встречают жители Иерусалима, и взрослые и малые. На первого Адама надвигался мрак греха, к которому он, к сожалению, склонился. Когда ещё не умолкла ликующая толпа, встречающая Христа, уже собираются злые люди на Христа, не довольные торжественной встречей. Первосвященники, книжники, фарисеи, палимые гордостью, завистью, уже ныне сплетают сети коварства. Но первый Адам склонился перед соблазном и согрешил, и навлек трагедию на всё человечество. Второй Адам – Христос, как бы на время уступает человеческим грехам и неправде, отдавая Себя в руки человек грешных. И, казалось бы, победило зло в акте предательства, уничижения и позорной смерти. Но там, в первом Адаме желание быть выше всех, выше Бога, гордость – привели к падению, к трагедии, ко греху, к злу. Здесь же неизреченное уничижение, смирение, приводят к возвышению Христа, приводят к победе над злом, к победе над смертью – таков закон духовной жизни человека – только через уничижение к высоте, только через поражение к победе. Дрогнула вся окружающая природа, солнце померкло, камни рассыпались, завеса храма раздралась надвое, а люди не уразумели вольного ради них распятия. От этого не умалилось ни величие, ни святость Христа, и Его торжество над грехом, над смертью – оно дано миру и всему человечеству на все времена.
…повстречать Его, устилая путь своей земной жизни одеждами добродетелей евангельских и заменяющей христианину пальмовые ветви – христианской бесконечной любовью…
Ныне Христос, Царь Небесный, Царь всей вселенной, смиренно на ослике входит в Иерусалим, чтобы принять крестный подвиг, а затем, через Воскресение взойти в новый горний Иерусалим, и путь Христов – это путь через Голгофу к новому вечному Небесному Иерусалиму. И мы как христиане должны следовать за Христом, должны последовать на встречу Ему, дабы иметь радость в Боге и вечную жизнь, и встречать Его не постиланием своих одежд на землю, на дорогу. А повстречать Его, устилая путь своей земной жизни одеждами добродетелей евангельских и заменяющей христианину пальмовые ветви – христианской бесконечной любовью, – и это будет благоугодно Богу и спасительно для нас. Христос пришел в мир, ныне Он идет в Иерусалим, Он идет к каждому человеку ради торжества вечной правды и спасения. «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне» (Ин. 12:13), «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20) – говорит нам святой апостол Иоанн Богослов, и мы с вами как христиане, везде и всюду должны стопы своей жизни направлять к Богу, встречать Его со всяким добрым свои житием в исполнение евангельских заповедей, и тогда это будет прежде всего спасительно для нас, и награда за это будет для человека – вечная жизнь в горних обителях Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
Ещё раз всех с праздником вас!