Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с Воскресным днём!
А причастников с принятием Святых Христовых Тайн!
Из с сегодняшнего Евангельского чтения притча о блудном сыне научает нас, – в чем состоит истинное покаяние, и как должно, нужно каяться. На примере блудного сына, мы видим, что прежде всего человеку необходимо: прийти в себя, увидеть свои грехи, прочувствовать их, сокрушаться о них всем сердцем, осознать свою вину, свое недостоинство перед Богом.
«Вниде в себя — говорит Преподобный Ефрем Сирин, – и увидишь Бога всем лицем, всей душею». И тогда внутреннему взору человека откроется необходимость единения с Богом и со всяким человеком. Примирение с ближним, – это прежде всего! Если мы не примиримся, не простим, то и Господь тогда не примет наше покаяние, и не простит нам грехов наших, если мы не простим ближним их согрешения против нас.
И далее, это будет примирение с ближним, – прощение, – это второй шаг к покаянному деланию. И человеку необходимо положить твёрдое намерение оставить всякий путь греха и последовать за Христом. Принять путь доброй жизни и такой твёрдой решимости.
Ни стяжания ненависти, ни вражды ко греху, ни ве́дение своих грехов, ни осуждение себя перед Богом, ни даже плач и сокрушение о грехах, – не могут привести человека к истинному покаянию. Именно отсутствие истинной ненависти ко греху и твёрдой решимости оставить путь греха, объясняет то, что многие-многие из христиан на исповеди получив через священника прощение грехов, через какое–то время, даже может через малое, снова и снова возвращаются ко грехам. А с другой стороны, возвращение к греховной жизни объясняется тем, что человек просто не исповедует эти грехи – оставление тяжкого греховного бремени. Мучение совести, – оно не возможно без исповедания этих грехов перед Богом и обязательно при свидетельстве священника: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, и Ты снял с меня вину греха моего». Именно на этом существенном моменте исповеди указывает каждый раз священник, когда говорит «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». И далее, такой завершительной ступенью исповеди является — это обращение покаявшегося к Богу о прощении, прошение оставления грехов и помиловании в тех грехах, в которых он покаялся.
Именно такое обращение в молитве мы находим в Священном Писании, – в Евангелии: «Боже, милостив буди мне грешному» говорил мытарь. Слышали мы это с вами неделю назад.
«Отче, я недостоин назваться сыном твоим, но приими мя, как одного из раб твоих!» взывал к отцу блудный сын.
Благоразумный разбойник, вися на древе, во един час соделался наследником в Царствии Небесном, тоже через истинное покаяние к Богу: «помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» взывал он к Богу. И это Царствие Господь даровал ему. Он первым вошёл в жизнь вечную.
И слушая сегодняшнюю Евангельскую притчу, чтение, мы с вами, как христиане, должны каждый раз все больше и больше зажигаться этой ревностью по Бозе. Ревностью оставления беззаконной жизни, грехов наших. И напротив, – утверждение во всякой добродетельной жизни.
В этой притче Господь показывает нам, как обольстительна сладость греха, – всегда уводит человека от истинной жизни в Боге, от доброй жизни. Что где-то там, вдали от Бога, погрязши во грехе, человек только по милости Божией может возвратиться на путь добродетельной жизни. Только решительно оставив путь беззакония, и при этом обязательно необходимо просить у Бога помощи, чтобы Господь помог оставить эту греховную беззаконную жизнь. Без помощи Божией никакой грех человек сам своими силами преодолеть не может.
Если будем обращаться к Богу о прощении грехов, то Бог непременно простит их.
Будем почаще взывать ему: «Отец наш Небесный, согрешили мы перед Тобою! Прости нас всех! Помилуй нас! И яви нам Свою великую милость через дарования нам Царствия Небесного! С праздником ещё раз Вас, друзья!