Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангельское чтение — отрывок из Евангелия от Луки о брачном пире. В этой притче говорится об одном хозяине, который созвал ради своего сына пир, позвал на него своих знакомых. Но все одни за другим стали отказываться: один купил землю и ему нужно было ее посмотреть, другой купил несколько пар волов и ему нужно было их испытать, третий женился и не смог прийти. И получилось, что все те, кто получил приглашение — они отказались. Тогда хозяин пира отправил своих слуг, чтобы они собрали всех людей — немощных, больных, хромых, слепых, чтобы брачный пир наполнился возлежащими. Эту притчу Господь сказал, обращаясь к своим соплеменникам, к еврейскому народу. И действительно, он пришел в эту среду, среду Богоизбранного народа, которому были вверены все заповеди, с которым через Моисея разговаривал Сам Господь. И естественно было, чтобы брачный пир, или Царствие Небесное должно в первую очередь наполниться теми, к кому было обращено первый раз в истории Слово Самого Бога. Но к моменту пришествия Христа не Богообщение стало главным в этом народе. Множество предписаний, заповедей, соблюдений закона стало главным среди еврейского народа. Это второстепенное настолько заслонило саму суть веры, что они не узнали Самого Мессию, Которого послал Господь.
Если мы посмотрим на то, как внимательно относились евреи к соблюдению заповедей, то действительно можно поразиться, ведь все повеления Господа внешние они соблюдали! Все было расписано буквально по мелочам. Доходило до того, что нельзя даже было зерно от шелухи освободить в субботний день. А само нарушение субботы каралось даже смертью. И не зря фарисеи искали смерти Христа, потому что думали, что Он нарушает субботу, нарушает закон, нарушает Слово Самого Бога. Постепенно понимание того, что любовь человека к Богу является главным, отошло на второй план. На первый план вышло вот это самое соблюдение обряда, который так тщательно хранился, так тщательно блюли они его и наказывали тех, кто являлся преступником этого самого соблюдения закона.
Прошло немного времени. Брачный пир наполнился возлежащими, наполнился другими народами, в число которых входим мы с вами. И теперь этой притче, даже не этой притче, а самому существованию нашей Церкви почти две тысячи лет. И постепенно мы с вами начинаем совершать те же самые ошибки, что и иудейский народ ко времени, когда пришел Христос. Получается так, что соблюдение нашего уже христианского закона, такого же Богодухновенного, как и закон Ветхого завета, стал соблюдаться нами, я не скажу, что полностью в обрядах, но обряд стал для нас очень важным делом. И тоже, как и в те времена, порой заслоняет отношение к нашему ближнему. Мы действительно стараемся все соблюдать: и Таинства церковные, и посты, и молитвословия. Но на отношение к ближнему нам надо уделить очень пристальное внимание.
Вот давайте подумаем. Если мы увидим, что кто-то хочет изменить что-то в Богослужении — неважно, по каким причинам, может быть, даже для того, чтоб это Богослужение стало более понятным — здесь мы станем просто стеной, крепостью и не позволим ничего делать с нашей любимой службой. Если кто-то попытается сократить пост — мы и не подумаем поститься меньше, мы будем соблюдать его так же, как соблюдали прежде. Если мы возьмем другие обряды нашей христианской Церкви — мы с ними так же поступать будем. Мы ни на пядь ничего не отдадим. Но что же происходит тогда, когда нужно поменять наше отношение к ближнему? Что же случается, когда у нас не получается заградить свои уста чтобы не обидеть тех, кто находится рядом с нами? Что же случается, когда вдруг заповедь о любви к Богу и человеку кажется нам какой-то недостижимой высотой и мы не в силах применить ничего, никакого усилия для того, чтобы этого достичь? И получается, что мы не видим в ближнем вот тот самый Образ Божий, о котором нам сказано. Хочется напомнить слова преподобного Петра Дамаскина. Он сказал очень верно: «Христианин, — говорит он, — когда любит, то не требует взамен в ответ любви. Он рад тому, что он дает то, что у него есть, делится тем, что у него есть, потому что в этом он видит подражание Отцу Небесному, Который дает блага неблагодарным и злым».
Братья и сестры! В христианстве, в нашей вере самое главное — это отношение к нашему ближнему. Не обидеть, не оскорбить, поддержать, утешить, помочь, чем мы можем. И только на этом пути мы с вами окажемся своими вот на том самом брачном пире, который нам уготовал Господь.
Аминь! С Праздником вас!