Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы слышали, как Господь исцелил двух слепых, а потом бесноватого человека. И Евангелие говорит, что бывшие слепцы прославили Господа и рассказали то, что он сотворил по всей вселенной, а фарисеи говорили (Матф. 12:24): «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Но Евангелие продолжает, что Господь ходил по городам и селениям земли иудейской, благовествовал о Царстве Божиим и исцелял всякую болезнь и всякую немощь.
И как же нам порой хочется тоже какого-нибудь чуда, как же мы порой молимся и, может быть, даже подсознательно ждем вот этой самой помощи Божией в трудных обстоятельствах нашей жизни. Но здесь важно понимать, что Господь, когда творил чудеса — Он фактически давал новую жизнь человеку. Это надо только представить себе, что такое слепота и как после слепоты вдруг мир засияет полными своими красками – это действительно новая жизнь. Но в нашей церкви тоже происходит это чудо. Когда человек покрестится, ему Господь тоже дает новую жизнь, только мы утратили это чувство. Уже нет осознания той самой новизны, которой нам дает Господь. А когда мы подходим к таинству исповеди — разве это не чудо, когда Господь прощает нам грехи и вновь и вновь дарует нам эту самую новую, чистую, радостную и безгрешную жизнь? Действительно, чудеса! Но почему-то наш разум направлен на ожидание чего-то другого, что должно с нами произойти. И мы ищем этих чудес повсюду. Порой облако примет какие-то формы христианских символов, или игра света на престоле в храме вдруг заставит нас удивляться, и мы обмениваемся этими фотографиями и своими впечатлениями об этом. Но по большому счету чудо ли это? Ведь настоящее чудо — это то самая новая жизнь, даруемая нам Христом!
А как часто мы ожидаем чуда, когда какую-нибудь святыню посещаем! Вот посмотрите на монастырь Святой Блаженной Матроны, какие там постоянные очереди. Или мощи какие-нибудь привозят с Афона – километровые очереди выстраиваются, или чудотворные иконы — тоже выстраиваются в очередь люди и стоят часами. Но братья и сестры, ведь то, что мы получаем в Причастии гораздо выше всего этого. Может, нам хочется конкретно от какого-нибудь предмета, чтобы через него Господь нам чего то подал, и то что хочется нам. Мы ведь не просим избавления от страстей, а мы просим только того, чтобы Господь изменил обстоятельства нашей жизни. Мы часто в болезни обращаемся к Господу, просим исцеления. Но ведь мы должны понимать, какое Господь дает нам благо, какой инструмент для того, чтобы мы, наконец смерились, мы научились терпению через эту болезнь. И, может быть, не просить исцеления, а просить эти христианские добродетели. Как часто бывает, что никак близкие люди не могут найти друг с другом общего языка и просим, и молим, и умоляем проявить чудо, чтобы мы в один миг изменились. Но, наверное, по-христиански будет правильно попросить Господа, чтобы Он избавил нас от гордыни нашей и самим работать над этим и стараться душу свою очистить от этой скверны, от этой настоящей страсти, которая губит нас. И из-за которой, кстати, возникает в нашей жизни столько много бед, конфликтов, недоумений – ничего хорошего от гордыни нет, только это.
Однажды Святой Иссак Сирин привел такой пример: «Мы, — говорит, — уподобляемся людям, которые вдруг встали перед Царем и у них есть возможность попросить все что угодно у этого Царя, Всемогущего, Владыки всей Земли, и мы похожи на тех людей, которые приходят к этому Царю и просят гноя». И действительно, если мы посмотрим на нашу жизнь — мы просим только о земном, только о насущном, только то, что желаем мы сами. Мы думаем, что наша жизнь станет удобнее и легче, если исполнятся наши желания. Но ведь,наверное, проще вверить в свою душу в руки Божии и дать воле Господней свершиться над нами, ведь она гораздо более блага, чем наши желания и устремления. Господь выше нашего разума не в разы даже, а просто неимоверно, мы даже представить себе не можем, а мы пытаемся Его задействовать по нашим желаниям и устремлениям.
Еще мы думаем какими-то чудесами убедить людей, окружающих нас в том, что наша вера истинная. Иоанн Златоуст сказал такие замечательные слова: «Чудо не убеждает человека внешнего в том, что наша вера истинная, такие чудеса вызывают порой только насмешки, убеждает только наша праведная и благочестивая жизнь, вот она только влияет на внешних людей, она может закрыть уста даже дьяволу». Вот будем помнить об этом, будем помнить для того, чтобы не желать каких-то чудес в нашей жизни, а желать новой безгрешной, благочестивой и чистой жизни, желать победы над своими страстями и именно этого просить у Господа. А чудеса нужны, если они придут к нам и будут у нас, никуда от нас не денутся, но всё-таки первично не чудеса, а наша чистая душа! Аминь.