26.03.2017, Неделя 4-я Великого поста, Преподобного Иоанна Лествичника

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня наша Церковь празднует память преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, который, движимый Духом Святым, написал великую книгу на все времена – «Лествицу». Преподобный объяснял название своей книги так: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». «Лествица» говорит нам о пути восхождения человека от земли на Небо, о восхождении, которое должно привести нас в Царствие Небесное, и конечно, эта книга целиком о покаянии и плаче, в результате которых человек меняется, в нем обновляется духовная жизнь, он духовно преображается. Многие из вас слышали слова, которые написал преподобный Иоанн Лествичник: «Бог не осудит нас за то, что мы не богословствовали и не творили чудес, но Он строго спросит нас за то, что мы не плакали о своих грехах». В этой книге преподобный Иоанн описывает одну обитель, в которую приходили для покаяния иноки других монастырей, так или иначе согрешивших на своих местах. Они шли добровольно в эту особую обитель, которая название носила Темницы, потому что столь скорбно было это место. И вот преподобный Иоанн направился туда и месяц наблюдал за тем,что там происходит. Вот как он описывает то, что увидел: «Итак, пришедши в сию обитель кающихся, в сию, поистине, страну плачущих, увидел я то, чего поистине, если не дерзко так сказать, око нерадивого человека не видело, и ухо унылого не слышало, что и на сердце ленивого не всходило, т. е. такие дела и слова, которые сильны убедить Бога; такие упражнения и подвиги, которые скоро преклоняют Его человеколюбие. Кто-то стоял на открытом воздухе не двигаясь, кто-то рыдал, другие стояли на молитве со связанными руками, сидели на земле во вретище. Видел я, что одни …всю ночь, до самого утра, стояли на открытом воздухе, не передвигая ног, и жалким образом колебались, одолеваемые сном по нужде естества, другие взирали на небо. Много подвигов несли те люди, отказываясь и от пищи, и от пития, и просили они Господа о том, чтобы Он дал им какую то болезнь, просили буквально беснования для того, чтобы спаслась их душа, просили проказы, быть унижаемыми перед людьми». И после пребывания в этой обители преподобный Иоанн Лествичник восклицает: «Я же, видя и слыша у них все это, едва не пришел в отчаяние, зная свое нерадение и сравнивая оное с их злостраданием». Где же в такой обстановке другие грехи, где осуждение, где гнев, где желание каких то телесных благ — ничего этого не было. Одеты эти люди были в истлевшую одежду, которая источала зловоние, вокруг них бились стаи разных насекомых. Когда они чувствовали приближение смерти, то просили игумена чтобы не погребать их, как обыкновенных людей, а чтобы они были выброшены диким зверям на съедение, и чтобы не совершалось над ними никакого псалмопения.

Братья и сестры, наверное, странно слушать для нас настоящее покаяние людей, когда грех жжет их душу так, что ничего более важного в жизни нет, лишь бы Господь простил их.

Они уже говорили даже, что не надо им Царствия Небесного, но лишь бы им не наследовать вечные мучения за их грехи. Это ли не настоящее покаяние? Это ли не то, что каждый человек должен пережить однажды в жизни? И давайте сравним его с тем, как каемся мы.

Да, у нас есть исповедь, мы регулярно исповедуемся. Но эта исповедь заключается в том, чтобы перечислить те грехи, те немощи, которые у нас существуют. Перечислить и, со спокойной совестью, перейти от аналоя к ожиданию Причащения Святых Христовых Таинств.

Или другой вариант – исповедь превращается просто в беседу, когда мы решаем те или иные вопросы семейной жизни, как воспитывать детей, или вопросы наследства, как будто, священник знает буквально все и правильно должен во всем ориентироваться, и отвечать. Единственное, что тревожит нашу душу, это то, что священник что то услышит о нас нелицеприятное. Но братья и сестры, мы ведь исповедуемся Богу и священник, хотя и читает разрешительную молитву – прощаю и разрешаю, – но он так говорит, как человек, а настоящее прощение грехов возможно только от Бога. Да, нам стыдно перед священником, но было бы гораздо правильнее, если бы мы стыдились перед Богом.Если бы исповедь проходила так, что не было бы священника перед нами, то наше сердце даже и не взволновалось бы от того, что мы должны открыться Господу. А вот сердце этих людей, про которых пишет преподобный Иоанн, буквально разрывалось именно пред Богом, им не нужен был людской суд и человеческое мнение. Нет, им важно было прощение от Бога их согрешений, проступков, страстей и всеми силами они пытались умилостивить Бога и угодить Ему.Но ни в коем случае не делать этого перед людьми.

Так что, покаяние наше должно быть несколько иным, чем проходит сейчас. Иное покаяние и описал преподобный Иоанн Лествичник.

И дай нам Бог, хоть немного, приблизиться к истинному покаянию, которое действительно может нас изменить и нашу душу вывернуть наизнанку.

Господь ведь хочет только одного, чтобы мы были в общении с Ним. Для этого нам нужно только покаяться перед Господом, покаяться так, чтобы это было глубокое раскаяние, а не тот формализм, который порой происходит на исповеди. Ведь исповедь и таинство покаяния – это тайна, которая совершается между человеческим сердцем, человеческой душой и Богом, а священник только свидетель, который может засвидетельствовать то, что грех сказан. Священник не может проникнуть глубоко в душу человека, не может увидеть, что на сердце у кающегося, и поэтому не он прощает грехи человеку, но только Бог.

Будем помнить об этом братья и сестры, будем помнить о том, что путь ко спасению нам открыт и он указан в Евангелии, в святоотеческих трудах. И не нужно думать, что священник решит все ваши проблемы и ответит на все ваши вопросы. Все ответы мы можем найти в Евангелии, где Христос нам говорит, какими людьми мы должны быть, но многие уточнения в жизнь внесли и святые отцы, чтобы направить нас на правильную дорогу.

Поэтому будем ориентироваться на это. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил еще в XIX веке о том, что нет настоящих духоносных наставников. Может, мы ищем, и стараемся найти какого-то святого человека, который рассказал бы нам, как спастись, но их сейчас, к сожалению, почти не осталось. Именно поэтому святитель призывал всех к чтению Священного Писания и к чтению творений святых отцов. Пусть они нам будут путеводителями, пусть наше сердце отдастся им, и, несомненно, они приведут нас в Царствие Небесное.
Аминь!