Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем и с наступающим Великим Постом. В эти дни Великого Поста все мы готовимся принести Богу спасительный дар молитвы, покаяния и прощения. Святое Евангелие напоминает нам: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).
Всякое наше злое дело, всякий наш грех только умножает всеобщее зло человечества, а всякое наше доброе дело, усилие, старание – это вклад в борьбу со злом. Люди повинны друг перед другом тем, что непрестанно согрешают: словом, делом, помышлением. Сердце человеческое очень высокомерно, нетерпеливо, своенравно, злопамятно. Оно готово сердиться на ближнего не только за какое-либо злое дело, но даже за мысли, кажущиеся нам недобрыми, за слова, кажущиеся нам злыми и лукавыми. Наше сердце сердится на ближнего даже за такие помыслы, которые оно само выдумывает в ближнем. Неслучайно Господь говорит в Евангелии о человеческом сердце: «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…» (Мф.15:19).
Причина всех столь горьких отношений между нами – это отсутствие в нас любви, той любви, о которой Господь напоминает нам в Евангелии: «…да любите друг друга» (Ин.13:34). Это любовь, о которой напоминает нам Слово Божие: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8).Все заповеди Божии – не прелюбодействуй, не кради, не убивай, не лжесвидетельствуй, не пожелай имущества ближнего, – сводятся к одной заповеди: люби ближнего, как самого себя. «Любовь не делает ближнему зла,» – говорит апостол Павел (Рим.13:10). Если в нас есть зло по отношению к ближнему, значит, в нас нет любви.
Любить – это трудно, это каждый человек знает. Любить нельзя заставить, любовью можно только зажечь. Каждый из нас знает, что любовь – это всё. Об этом нам с вами свидетельствует Евангелие, к этому призывает нас Святая Церковь, об этом говорят святые люди. Любовь к ближнему должна быть любовью сострадательной и сорадовательной. И если сострадательная любовь в нас иногда проявляется, то любви сорадовательной в нас почти нет. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на эту тему, говорит, что любовь сорадовательная выше любви сострадательной: «Но плакать с плачущими не трудно, а радоваться с радующимися не очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастьях, нежели сорадуемся благоденствующим. Там самое свойство несчастья достаточно для того, чтобы подвинуть к состраданию и камень; а здесь, при благосостоянии, зависть и недоброжелательство не дозволяют не очень любомудрому быть участником в удовольствии» (Слово похвальное первое о святом мученике Романе).
Поэтому мы, как христиане, должны себя заставлять сорадоваться тем, кто живет добродетельно, чтобы очистить душу от грехов злорадования и зависти. Ибо ничто так не уничижает человеческую душу, как эти грехи. Дабы избавиться от них, нужно сорадоваться всем, добродетельно живущим в Боге. Бог есть Любовь, – говорит нам слово Божие, и Он больше всех жертв и всесожжений желает от нас с вами, чтобы мы любили друг друга любовью, которая по слову апостола Павла «… долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8). А любовь пребудет во веки, ибо она – Бог.
Все мы с вами, братья и сестры грешны, все мы с вами не имеем этой христианской истинной любви. Все мы с вами повинны друг перед другом, а потому все мы с вами нуждаемся в прощении. И сегодня Святая Церковь призывает каждого, желающего унаследовать Царство Небесное, взглянуть на свою жизнь, напомнить для себя: «В чем смысл моей земной жизни?», напомнить, что все мы с вами грешные. Напоминая нам об этом, Церковь предлагает и средство для избавления от грехов: Великий Пост. Она хочет, чтобы человек понял: только тогда он получит от Бога прощение грехов, если сам будет прощать других. Прощая других, и испрашивая прощения, мы тем самым свидетельствуем о вере в Святое Евангелие, о своем смирении, любви и терпении. И напротив – не прощая и не испрашивая прощения, мы свидетельствуем о слабой вере, о гордости, высокомерии, непокорности святому Евангелию, о непослушании Богу и послушании врагу рода человеческого – дьяволу.
Прощать трудно, просить прощения нелегко, но это необходимо, это нужно человеку. Все мы грешные: завидуем, ропщем, раздражаемся друг на друга, оскорбляем друг друга, долго злимся и помним малейшую обиду на ближнего, долго держим в своем сердце какое-либо зло на других. Такое состояние человека можно назвать тяжким недугом. Но и от этого великого зла, горя, – нам предлагается лекарство, врачевание, и это врачевание дано человеку в Евангелии. Злобе человеческой противопоставляется бесконечная милость и благость Божия, которая помогает нам избавиться не только от своих грехов, но и помогать ближним избавляться от грехов, молиться за них.
Тем, кто прощает ближним, Господь обещает прощение и помилование. Милостивые помилованы будут – говорит Он нам. Это слово Божие, это Вечная Истина, и она исполняться будет даже до скончания века. А тем, кто пребывает в злопамятстве, не прощает и не просит прощения, праведный Суд Божий угрожает вечным наказанием, вечной погибелью.
Сегодня, накануне Святаго Великого Поста, придя в этот храм святой, чтобы получить благословение Бога на предлежащий подвиг, мы должны принести Богу дар любви и всепрощения. Тогда наши молитвы и пост принесут нам прощение грехов и спасение наших душ.
С праздником вас, друзья!