Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем!
Сегодня Святая Церковь чтит память Отцов VII Вселенского Собора. И всем вам, наверное, будет радостно знать, что некогда Святые Отцы православной Церкви, ограждая Церковь от множества различных лжеучений, смогли отточить истину вероучения христианского не просто умозрительно или вникая глубоко в богословский смысл христианского учения, но они практически в своей жизни исполнили закон Христов и подкрепили его истинной святостью своей жизни, ведь Они оставили нам самое важное учение из своего опыта. Пройдя такую духовную жизнь, они открыли духовные законы и принципы, по которым всякий человек должен стараться жить, желающий спасения. В частности, они подтвердили ту истину, что заповеди евангельские, данные нам самим Богом — они не являются неким высоким идеалом, который недостижим. Человеку нужно хоть как-то на него равняться. На самом деле они утверждали, что заповеди Христовы являются ничем иным, как свойствами человека, которыми должен украшаться всякий человек. И именно исполнение заповедей Божиих и может человеку дать право носить имя «человек достойный».
Святые Отцы открывали законы, которые особенно важны для всех нас, начинающих и знакомящихся с духовной жизнью, которую Святые Отцы раскрыли во всей полноте, сию тайну и многие принципы открыли в своих учениях. Самый важный принцип для нас, который мы должны уяснить — это то, что мы можем вполне свободно, без всякого тщательного исследования, начать свою духовную жизнь. Святые Отцы сказали, что начало духовной жизни лежит через видение множества своих грехов. И настолько это важно, что от человека Бог не требует никакой жертвы, кроме той, которую Он указал: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»». И не потому Бог не требует от человека никакой другой жертвы, что не хочет, но потому, что человек и при всем желании не может приносить иной жертвы Всевышнему, если не приобретет верою «дух сокрушен». «Дух сокрушен» для человека важен не потому, чтобы человек, глядя на множество своих грехов, унывал, но для того, чтоб он узнал, кто он такой на самом деле и чтобы он узнал, кто он без Бога. И по этой причине Бог не требует никакой жертвы иной от человека изначально, только именно эту. И Святые Отцы утверждали эту истину многократно во всех своих творениях, настолько, что считали величайшим благом приобретение человеком видения множества своих грехов, настолько, что говорили — это является первыми ступенями исцеления души человеческой от всех тех страстей и неправильных, ложных взглядов и мнений человека о себе. Так, преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что «первым признаком начинающегося исцеления души является видение множества своих грехов». И множество других законов открывают Святые Отцы, показывая, что Евангельские законы имеют истинное влияние на душу человека и могут изменить его кардинально. Если человек не видит этих перемен и остается, как и прежде, то человеку необходимо снова возвращаться к первой ступени. Вероятно, что он и не познал еще основы спасения.
Другие удивительные законы Святые Отцы открывали многие стороны духовной жизни, я скажу еще об одном. Все мы в этом мире имеем стойкие и различные проблемы: скорби, болезни, страдания. Мы все проходим через эту школу воспитания нашего духа, и человеку порой трудно понять, какова причина всех испытаний, которые обрушиваются на него, кажется, совсем неожиданно. Святые Отцы, в частности, преп. Иоанн Лествичник, говорит: «Никакой человек не сможет принять правильно свою скорбь и правильно ее понести, если не узнает, что она его собственная». То есть глубокое видение Святых Отцов таинственное состоит в том, что наши скорби являются ничем иным, как нашей собственностью, подаваемой Богом, для исцеления нашей души. И поэтому наши болезни, скорби и несчастья являются ничем иным, как следствие нашей неправедной жизни. Наши скорби обусловлены внутренним состоянием нашей души. Когда человек не принимает этого — он отвергает то лекарство, которое предлагает ему Бог. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем, желаю вам помощи Божией! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.