Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В глубокой древности люди настолько изумлялись красотой мудрости, что ценность её ставили наряду с царским престолом. Но библейский мудрец ценность мудрости определил невероятно точно. Он сказал: «Блажен муж, иже в премудрости помышляет правая: и иже в разуме своем поучается святыни» (Сир.14:21). Обратим внимание, что ценность человеческой мудрости достигается тогда, когда в мудрости своей стремится к правде, а в разуме поучается благочестию. Это важно понимать, когда полагаешь цель в поисках познания и мудрости.
…от зависти происходят споры, а от споров разногласия и нестроения в Церкви…
Современные люди не так тщательно относятся к мудрости, и лишают себя возможности разумно строить свою жизнь. Сегодня в послании апостола Павла мы слышали слова, что дело каждого в этой жизни будет испытанно огнём. Но это мало кого пугает. А задуматься есть над чем. В этом же послании апостола Павла мы находим слова, где он говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские» (1Кор.3:1-3). То есть апостол предлагал коринфским христианам простое учение, а не духовные тайны. И по какой причине? Апостол объясняет: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор.3:3) – «… я справедливо называю вас плотскими, потому что между вами есть зависть, споры и разногласия». Он мог обвинять их и во многих других пороках; но так как между ними особенно усилились разногласия и споры, то обличает их в этом. Заметим, что везде апостол соединяет зависть со спорами. Это потому, что от зависти происходят споры, а от споров разногласия и нестроения в Церкви.
Знание этих законов подсказало бы человеку причину его бедствий, страданий, и скорбей в этой жизни…
Главная причина многих нестроений в Церкви и сейчас эта же. Многие из нас, получив наставление в вере, знают о самых простых внешних правилах жизни христианской: пост, молитва, Таинства, чтение Евангелия, – и застывают в этом делании, считая его достаточным для спасения. И это значит, что мы также питаемся молоком и остаемся плотскими. Нам даровано Евангельское учение как богатейший кладезь духовной мудрости, огромное поле работы разума в познании этих истин. И многие даже не понимают, что должны их исследовать. А они очень важны. Помните, что Христос многократно беседовал с учениками и открывал им тайны Царства Небесного. Основа этих истин и заложена в Евангелии. И вся суть этих тайн определена в Законе Божием. В нем заключены законы духовной жизни и касаются более всего всех процессов, проходящих внутри человека. Знание этих законов подсказало бы человеку причину его бедствий, страданий, и скорбей в этой жизни. Он бы узнал, что ничего с человеком не происходит случайно или бессмысленно.
…не направив разум свой к правде и истине духовной, мы не можем иметь ни мудрость духовную, ни надежду на спасение…
Многие наши болезни и страдания имеют серьёзные причины внутри нас. Специфичность процессов, проходящих внутри нас, такова: мы можем вполне спокойно и счастливо жить, пока не ощущаем мерзостей своей души, пока не ощутим смрад наших грязных мыслей, чувств, и желаний. Знание духовных законов подсказало бы нам, что качество наших мыслей, чувств и желаний – далеко не безобидное состояние нашей души, не стоящее нашего внимания. Они способны в огромной мере влиять на нашу жизнь и вызывать болезни, беды и несчастья, и даже смерть. Духовное состояние всего народа вызывает войны, катастрофы, и катаклизмы. Итак, горе тому человеку, кто свет своего ума преподносит сердцу своему единственно в путях заблуждения, тогда самая мудрость человека делается предметом отвращения у Бога. Известно, что правильная жизнь невозможна без правильных мыслей. А правильные мысли не формируются без постоянного контроля над своим разумом. Вот что говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, поэтому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всего огромного корабля». Итак, не направив разум свой к правде и истине духовной, мы не можем иметь ни мудрость духовную, ни надежду на спасение. Аминь.