Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, я поздравляю с попразднством величайшего праздника, душеспасительного, мироспасительного праздника – Пасхи Христовой, а причастников поздравляю ещё и с принятием Святых Христовых Таин, Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. Воскресение Христово занимает центральное место в Священном Писании, в жизни, в учении Святой Православной Церкви. На факте Воскресения Христа утверждается наша христианская вера, наша христианская надежда. Во все концы Римской империи апостолы принесли весть, свидетельство о Воскресении Христа из мертвых. На Воскресении, на проповеди о распятом и воскресшем Христе утверждалась и созидалась Святая Православная Церковь. Верой в Воскресшего и в наше человеческое воскресение Церковь жила и будет жить даже до скончания века.
Книга Деяний говорит нам, что апостолы с великой силой свидетельствовали о воскресении Христа Спасителя, и великая благодать Божия была на них. Одна проповедь апостола Петра обратила к Богу сначала три тысячи, а потом еще пять тысяч человек. Одна только проповедь! А сколько таких проповедей о Боге говорили апостолы, это знает только Сам Господь. Везде обращение ко Христу, везде вера в воскресшего Христа. Если убрать из Евангелия свидетельство о Воскресении Христовом, то это останется пусть и прекрасное повествование, но уже повествование земное и человеческое, в котором мало что останется Небесного. Сам Господь не однократно говорил о своем Воскресении: «…род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). «…Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин.2:19-22).
Господь воскрес из мертвых телесно, во плоти, и когда Он явился апостолам, они усомнились и не поверили, думая, что это призрак. Господь говорит им: «…что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:38-39). Господь разрешал апостолам прикасаться к Нему, как свидетельствует Иоанн Богослов в соборных посланиях. А апостолу Фоме Господь даже разрешил вложить пальцы в язвы от гвоздей.
Господь воскрес телесно, и это важно для христианина, ибо все мы, как Христос воскрес из мертвых телесно, так и мы воскреснем. Святой апостол Павел в послании к Коринфянам называет Христа Спасителя первенцем из мертвых. Он первым воскрес, а за Ним воскреснут и все люди. Важно и то, что Господь, воскреснув телесно, больше не умирает. Священное Писание говорит нам об этом. Апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «…Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9). И так каждый последователь Христа непременно воскреснет для вечного бытия. Мы, зная это, из года в год должны утверждаться в истине нашего воскресения. И как воскрес Господь наш Иисус Христос из мертвых, так воскреснет и каждый человек. И тот, кто шел за Христом всю жизнь, – он воскреснет, и тот, кто всю жизнь уходил от Бога, – и тот тоже воскреснет. Но одни воскреснут в жизнь вечную, а другие – в вечное осуждение. Зная это, мы с вами должны всячески утверждаться в жизни по Бозе, чтобы нам воскреснуть, достигнуть вечного бытия в невечернем дне Небесной Пасхи. Аминь.
Христос Воскресе!