Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! В это воскресенье Святая Церковь предлагает нам послушать Евангелие об уверении Фомы. Рассказывает об этом святой евангелист Иоанн Богослов, то есть свидетель непосредственный, ученик Христа, один из двенадцати, своими глазами видевший всё, что происходило. И вот он описывает все эти события.
Однажды апостолы были собраны вместе, но Фомы с ними не было. И вошел Иисус, как говорит евангелист, дверем затворенным. Надо сказать, что в Воскресение, в телесное Воскресение Христа даже апостолы поверили не сразу. Они думали, что это какой-то дух их Учителя, некий призрак пришел пообщаться с ними. И поэтому Христу всячески приходилось уверять их в том, что Он действительно воскрес телесно. Он просил у них пищу, питье. Он показывал Свои раны, которые ещё не сошли на Его теле. И осознание Воскресения, настоящего Воскресения, пришло к апостолам постепенно.
И вот когда апостолы стали рассказывать Фоме, что они увидели Христа, и Он действительно воскрес: «Мы видели и общались с Ним», – Фома сказал: «Я ни за что не поверю. Если я не вложу своих рук в Его раны, я никогда не пойму, как это могло произойти». И вот в один из дней, когда апостолы были вместе, и Фома был с ними, явился вновь Христос, и, обращаясь к Фоме, говорит: «…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27). И Фома в смятенных чувствах и в радости восклицает: «Господь мой и Бог мой!».
Эту самую веру в воскресшего Христа апостолы понесли во все народы, проповедуя именно это. Апостол Павел однажды написал: «…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14). И действительно так, потому что древняя Церковь жила этим ощущением воскресшего Христа. И что самое главное в этом Воскресении – это победа над смертью. Как писал апостол Павел, Христос был начаток умерших, то есть первый из умерших, Который воскрес. А это значит, что смерть побеждена. Побеждена победой Христа, Его телесным Воскресением. И вот этой радостью о телесном Воскресении, о победе над смертью, апостолы не могли не делиться. Это составляло самую сущность веры первых христиан.
И не зря христиане с таким нетерпением ожидали Спасителя, Его прихода. Они знали, что во время пришествия Спасителя эта победа над смертью коснется каждого человека, не останется ни одного сущего во гробах. Смерть будет уничтожена навсегда, и каждый из людей воскреснет телесно, и будет новая земля и новое небо. И вот это осознание является самой сердцевиной нашей с вами веры.
Но постепенно, с течением лет, столетий, и уже тысячелетий, эта наша вера немножко трансформировалась. Дело в том, что мы конечно в эти пасхальные дни празднуем Воскресение Христово. Мы обращаемся друг к другу с пасхальным приветствием, но вот о нашем с вами воскресении, о воскресении тех людей, которых мы любили, но они умерли, эта вера как бы затухла среди нас. Мы не ощущаем вот этой самой полной победы Христа над смертью, не только над Своей смертью, а над смертью в этом мире, над смертью человечества.
Всё больше мы задумываемся о том, что ожидает душу после смерти. Как ей там: хорошо или плохо? Мы молимся о том, чтобы Господь упокоил эту душу. Но ведь бессмертие души является учением в очень многих религиях, верованиях, и в том числе древних верованиях. Даже греческие философы признавали бессмертие души. Но чем же отличается наша вера? Не этим совсем, что мы веруем в то, что наша душа воскреснет, нет. Сегодня на Божественной литургии в Символе веры мы все вместе с вами пели: «Чаю воскресения мертвых…». Ведь эта вера в воскресение мертвых должна являться для нас ничем не меньшем, чем вера в Бога Отца, в Духа Святого, в Спасителя нашего, в Святую Троицу. То есть это один из основополагающих догматов нашей веры. Несмотря на то, что он находится в самом конце Символа веры, он является ничем не меньшим.
И вот с этой верой, с этой радостью нам надо стараться жить. Нам надо вернуть эту веру древних христиан, которые чаяли воскресения мертвых, чаяли пришествия Спасителя и окончательную победу жизни над смертью, добра над злом и света над тьмой. Эта тема является центральной на протяжении и всего пасхального периода, когда мы вспоминаем Воскресение Христа и Его победу над смертью, и является вообще сердцевиной всей нашей веры, потому что ни единого во гробах не останется. Вновь воссияет свет Христов и Царство Небесное – это и есть наша телесная жизнь целостного человека вместе со Христом. Это жизнь, которой можно уподобить общение Адама и Евы с Богом до грехопадения. Именно об этом сегодняшнее Евангелие, именно в этом уверение Фомы, именно это должно стать нашей верой, нашим чаянием, нашим упованием, и в итоге – нашей с вами конечной победой. Аминь.
Христос Воскресе!