Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня в прочитанном на службе Евангелии мы слышали, как Христос обращается к Своим ученикам. Он говорит им о том, что должно с Ним произойти: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). Во время шествия израильтян из Египетского плена в Землю Обетованную они начали роптать: «Куда Ты нас завел? Здесь нечего есть, нечего пить, здесь палящее солнце! Сколько же можно идти??? В Египте у нас была нормальная еда, питьё, пусть мы работали и были порабощены». В наказание Господь посылает еврейскому народу испытание: множество змей появилось на их пути. Они жалили, и многие люди умирали. Тогда, по повелению Божиему, Моисей создал медного змея и вознёс его на шесте. И если змея кусала человек, а он обращал свой взор на медного змея – то не умирал, оставался жив. Этот образ Христос применил для того, чтобы люди понимали, в первую очередь – Его ученики, что Христос будет так же вознесен, как тот змей, на Кресте. И взирающие на Него, и обращающиеся к Нему, получают спасение от всяких напастей. И дальше, обращаясь к ученикам, Христос говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
…Любовь Божия простирается на всё творение, на всех людей, на весь мир
Нам надо вдуматься в эти слова, надо поразмышлять над ними, надо понять, что Бог наш есть Любовь. Об этом всё Евангелие. Он любит всех, без остатка: злых, добрых, праведных, грешных. Мы порой не можем понять людей, творящих какие-либо злодеяния. Нам трудно объяснить действия маньяков, убийц, насильников, злодеев, которых было много в истории. Но Бог любит всех, независимо от глубины падения, независимо от того, какие грехи они совершили, независимо от того, сколько людей они убили. Бог любит даже дьявола, хотя тот противится Ему и стольких людей увёл в погибель. Но об это пишет преподобный Исаак Сирин, что «Бог извечный неизменен во всём, чем обладает Он по естеству, и что не изменяется Он по причине того, что происходит в творении – я думаю, что никто из разумных не будет оспаривать это. Каждому, кто обладает разумным мышлением, известно, что даже если в нас происходит изменение, … то в сознании Создателя существует единый равный взгляд на все разумные существа, и на всё творение изливается от Него единая любовь и милость, которые неизменны, вневременны и вечны». Если мы будем понимать эти слова – то ясно будет, что Любовь Божия простирается на всё творение, на всех людей, на весь мир.
…понимать, что все окружающие нас люди – это братья и сестры, независимо от того, как глубоко они пали, и стараться их оправдать, стараться сделать так, чтобы не думать о них плохо…
Нам, конечно, никогда не достичь такой Любви, которой нас любит Господь. Хотя есть заповедь Христа – «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48), и мы всеми силами стараемся возлюбить своего ближнего. Потому что без этой любви нет христианства, нет веры. И, понимая, что совершенство – это всегда наша цель, мы можем хотя бы сделать так, чтобы не искать врагов вокруг нас, понимать, что все окружающие нас люди – это братья и сестры, независимо от того, как глубоко они пали, и стараться их оправдать, стараться сделать так, чтобы не думать о них плохо, чтобы никто не вызывал в нас отторжения – никакая религия, никакая нация, никакая культура. Потому что, уподобляясь Любви Божией – мы тем самым идём ко спасению. Другого пути нет. Многие из нас испытывают недостаток этой Любви. Но зная, что Господь любит нас всех и без остатка – мы должны радоваться, испытывать счастье того, что мы любимы в этом мире. Мы можем остаться в одиночестве. На нас могут навалиться всякие искушения. Но мы живы. И будем помнить, что Господь любит нас всегда: как бы глубоко мы ни пали, как бы ни опустились, как бы ни опутал нас грех и страсти – Господь всегда будет нас любить. И в этом – упование нашего спасения.
Аминь.