Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Жизнь святых исполнена всяких дарований. Иные наставники просияли словом мудрости, иные – иными дарованиями духовными, – на пользу Церкви. Воспоминаемый ныне Святитель Николай ознаменовал себя преимущественно сильною верою и ревностью по вере. Ревность есть духовный огонь. Как мудрость светит в уме, как любовь согревает сердце – так ревность, сложное действие оных двух сил, воспламеняет всё существо, в котором она есть. Иногда ревностью одного человека спасался весь народ Божий. Такими были Финеес, Моисей, Илья.
«Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественною благодатью» (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Жизнь великих отцов является училищем благочестия. Кто хочет начать духовную жизнь – должен исследовать их опыт. Обратим пристальное внимание на советы святых отцов и найдём важные уроки к духовной жизни, которые могут вызвать удивление. Вот как учат святые отцы. «Приведший свое наружное поведение в порядок, подобен хорошо обделанному сосуду…: в такой сосуд можно влагать драгоценное миро… благоустроивший свои обычаи, делается способным к душевному деланию…» Так сказал преподобный Исаак Сирин. Святитель Игнатий Брянчанинов: Святой Исаак Сирский в начале 56 Слова говорит: «Телесным деланием предваряется душевное… Не стяжавший телесного делания не может иметь и душевного… Не имеющий душевного делания чужд духовных дарований». Этот же преподобный в 46 Слове говорит: «Я видел многих великих и дивных отцов, которые более, нежели о прочих деланиях, заботились о благочинии чувств и навыках тела: от этого благочиния рождается благочиние помыслов». Чем отличается душевное делание от духовного? «Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественною благодатью» (Святитель Игнатий Брянчанинов).
…из всего этого, что он говорит здесь не о существе плоти, а о злом и добром произволении… (Святитель Иоанн Златоуст)
В результате правильной духовной жизни человек получает дары Святого Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22-23). Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Не сказал – «дело», но – «плод» духа. Что же, не излишняя ли душа? Если речь идет только о плоти и духе, то где душа? Или он говорит о существах, не имеющих души? В самом деле, когда зло приписывается плоти, а добро духу, то душе нет уже места. Но это совершенно не так, потому что воздержание страстей есть дело души и ей принадлежит; и если она, находясь посреди добродетели и порока, употребляет тело на должное, то и его делает духовным, а если удаляется от духа и предается злым пожеланиям, то и сама становится более земною. Видишь ли, из всего этого, что он говорит здесь не о существе плоти, а о злом и добром произволении. В самом деле, чему можно научить того, кто сам в себе имеет все, и у кого совершеннейшим учителем мудрости служит любовь? Так и душа, преуспевающая в добродетели действием духа, не имеет нужды в предписаниях закона».