Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В эти подготовительные седмицы, Святая Церковь вновь вспоминает очень важные уроки, которые мы должны усвоить и пронести через весь период поста. И наверное, – через всю жизнь.
Наверное не случайно Бог напоминает нам всю жизнь эти уроки. Наверное из-за того, что истина слишком важна для человека, а возможно, что она и довольно глубока, и человек должен вникнуть в неё серьезно. И поэтому сегодняшняя притча, в которой говорил Господь о мытаре и фарисее, она и раскрывать должна эту важную тайну.
Мы её все довольно хорошо знаем, о том что оба человека молились и получили совершенно разное определение у Бога. Наверное самое важное, что для нас открыто и понятно, – что всякая добродетель, и особенно молитва, не сами важны по себе, но их ценность может проявляться тогда, когда они делаются соответствующим внутренним духовным расположением. И наверное здесь очень важно понять, что внутреннее расположение может не просто обесценить наше дело, сделать его бессмысленным и даже вредным и гибельным. И поэтому Господь и указал на то, что внутреннее и внешнее делание человека должно быть соответственным.
И поскольку Дух человека первичен и имеет бо́льшую ценность, то особое внимание человек и должен был бы обратить, по логике вещей, именно на внутреннее делание человека. Наверное нам понятно, что внутренний мир человека имеет очень важное значение и не только для него самого, но и для Бога. И нам понятно, что ум рождает мысль. А что мы видим в наших мыслях? Видим различное, – не только доброе, – но и самые гнусные, непотребные образы в наших мыслях. А что формирует мысль? Несомненно – наш ум. Но Тогда вопрос – что формирует и образует ум человека? Это тайники, куда многие считают не полезно человеку входить и вносить какую-то ясность в эту область. Но это внутренний мир каждого из нас!
И мы в Священном Писании увидим, что человеку предписано входить во внутреннюю клеть своего сердца. И разумевать и поучаться там. И наконец, мы наверное должны узнать, что нечто формирует наш ум. И тогда Святые Отцы нам подсказывают, что дух человека формирует и определяет действие нашего ума. Каков дух человека – таково свойство и ума человека. И поэтому ум может быть у человека, – или хищной птицей, для которой только сумрак или мрак даёт некоторую способность к действию, – или наоборот – ясный свет. И некоторое доброе расположение духа определяет и его доброе направление к действию ума.
Следовательно, для человека важно узнать, — каков дух твой?! И если кто хочет действительно открыть эту тайну для себя, Святые Отцы говорят: «Посмотри внимательно и исследуй какие самые заветные тайные движения твоего духа, к чему они устремлены. И ты узнаешь качество твоего духа».
То есть, – то, к чему ты стремишься во внутреннем своём состоянии, что является самой заветной мечтой твоей, твоим стремлением. И ты узнаешь свойство своего духа. Эти состояния, которые откроются для человека, кажутся для него малопонятными и движение духа неизвестными. И кажется там нет закономерности, но для человека все станет понятно, если он сделает сравнение. Всем нам хорошо известно, что существуют очень важные области. Такие, которые мы наблюдаем ежедневно и не позволяем себе нарушать их. Это гигиена тела, гигиена пищи, гигиена жилища и многие другие важные вещи, которые мы наблюдаем всю жизнь и не позволяем себе их нарушать. И вдруг, мы забываем, что есть колоссальная ответственность у нас к тому, что называется гигиена духа.
Поскольку ум человека устроен специфично, он как мельница способен перемалывать все, что человек позволяет: или по недосмотру, или по невнимательности, или по неопытности, не знанию, что он должен контролировать процессы, проходящие внутри него. И если человек не знает, и он позволяет своему уму перемалывать бесконтрольно все помыслы, – как благие, добрые, – так и всякие нечистые, мерзкие. И не только это, но и всё, что входит в душу человека из всех его внешних чувств, которые вносят внутрь сердца человека различные образы, – как добрые, прекрасные, – так и самые отвратительные и мерзкие, которые он может вносить в себя сам. И это всё ум человека будет перемалывать и превращать в некий внутренний хаос, который для человека далеко не безобиден, как кажется. Человек думает, что не несет ответственности за то, что происходит внутри него, но вот Апостол Павел говорит удивительную вещь: «Тот, кто не покусился или не потрудился иметь Бога в разуме, того Бог предает ходить в похотях сердца». Насколько важно: здесь открывается та истина, и ясно, что человек обязан не просто контролировать, но и апеллировать к закону Божию во внутренней клети своего сердца, что не всё ему позволительно, и не всё он имеет право делать, поскольку за всё, что происходит внутри его сердца, он непосредственно отвечает перед Богом. И чтобы мы не сомневались, что это так, Бог предупреждает человека, что даже если он просто посмотрит с вожделением на кого–то и он уже согрешает в своём сердце. Насколько ясно и точно ответственность за каждое движение нашего сердца, которому мы позволяем бесконтрольно, свободно действовать и перемалывать всякую грязь. И это состояние человека становится для него самого опасным, поскольку оно вызывает в самом человеке серьёзные страдания, переживания, которые человек ощущает и не может понять их причину, – но сам позволил себе перемалывать помыслы злобные, гнусные, богопротивные – они становятся для него токсичными внутри! Он страдает постоянно, и днём и ночью, и мучается, и говорит, что не может от них избавиться. Но когда позволишь себе это бесконтрольное действие внутри сердца, то несомненно хаос входит в твоё сердце, и ты становишься беззащитен и от всякого дурного влияния.
И наконец, вот этот важный урок, который преподается нам накануне Великого поста: мы должны не просто переосмыслить, – мы должны учиться начинать вести диалог в своём сердце: «что ты делаешь ?» – задавайте себе вопросы – «для чего ты делаешь?». Ты же знаешь, что ты человек смертный, что ты отдашь Богу отчёт за все, что происходит, что ты делаешь своими руками, и что происходит в твоём сердце.
Ну и последнее, наверное самым мучительнейшим состоянием для человека будет то, что он умирая, а может быть и после смерти, будет переживать невыразимое страдание оттого, что жизнь, которую дал тебе Бог, ты употребил на вещи бессмысленные, безрассудные, на различные увлечения, которые тебе никогда не принесут пользу. Ты просто прожигал время и употреблял его ни на что. Оно будет невыразимо мучить тебя, и до, и после смерти. Поскольку то великое предназначение, которое определил тебе Бог – чтобы ты стал господином своего сердца и научился вещам благородным и чистым, без которых ты никогда не наследуешь Царство Небесного.
Вот и предстоит нам, дорогие братья и сестры, в течение Великого поста переосмыслить своё отношение к своему сердцу, и к тем процессам, которые проходят внутри вас.
Я всех Вас поздравляю с Воскресным днём!
Желаю Вам помощи Божией, желаю вам благодатного утешения, и по крайне мере, когда вносится свет Христова учения в те мрачные уголки нашего сердца, – у нас является громадная возможность начать дело своего спасения более осмысленно, целесообразно и полезно!
Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Тайн!