Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной литургии в Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ о том, как Христос исцелил юношу. Евангелие (Лк.7:11-16) повествует, что когда Он приближался к городу Наин со Своими учениками, то навстречу вышла похоронная процессия: несли умершего сына, единственного сына вдовы. У нее умер муж, а теперь она провожала в последний путь своего сына. Господь обратился к ней и к юноше со словами: «Тебе говорю, встань!». Евангелие говорит о том, что отрок поднялся, заговорил, и Христос отдал его матери.
…Мы не понимаем, что же происходит? За что же нам такие напасти выпадают?
Наверное, нет на свете бо́льшего горя, чем когда мать или отец хоронят собственных детей. Этого горя много вокруг нас. Оно случается внезапно, или болезнь одолевает какая-то тяжелая, порой юных людей. И вообще, много очень горя на земле. Оно разлито вокруг нас. Да, Господь не творил смерти. И поэтому, когда мы сталкиваемся с ней – протестует наше существо. Мы не понимаем, что же происходит? За что же нам такие напасти выпадают? И здесь мы должны посмотреть словами веры на то, что с нами происходит. Вернее, доверия к Богу. А когда мы говорим о доверии к Богу, нам всегда нужно вспоминать одно место из Библии, когда Господь повелевает Аврааму принести в жертву собственного сына. Господь обещал Аврааму многочисленное потомство. Но время шло, Авраам с женой старели, а потомства всё не было… И вот, наконец, Господь посылает им первенца! Аврааму было тогда 100 лет, а Сарре 90. И можно понять, какие чувства они испытывали, глядя, как вырастает маленький мальчик. И когда он совсем подрос, Господь обращается к Аврааму: «Возьми твоего единственного сына, пойди на гору и принеси его в жертву». Мы никогда не сможем понять чувства Авраама. Если порой у кого-то погибает ребёнок – то это происходит от каких-то других причин, а здесь отец собственными руками должен лишить жизни единственного сына… Но Авраам делает, как повелел ему Господь. Он взял Исаака, посадил на осла, и они пошли к горе, куда повелел им Господь. Маленький мальчик спрашивал: «А где же жертва, отец?», на что Авраам отвечал: «Господь узрит жертву Себе». И когда они взошли на гору, Исаак уже всё понял. Отец связал его, положил на вязанку дров, чтобы после заклания подпалить, и, таким образом, принести жертву. И когда он вознес руку с ножом, внезапно явился Ангел, удержал его руку и произнёс слова: «Не поднимай руки на твоего сына!» И после этого Авраам с Исааком увидели маленького ягненка, запутавшегося в растительности, и принесли его в жертву.
Нам порой трудно принять то, что с нами происходит. Но Церковь учит нас, что придет Всеобщее Воскресение…
Да, это было доверие к Богу. Авраам понимал, что больше потомства у него не будет, потому что он уже совсем был стар. Но он не ослушался Промысла Божиего. И в итоге всё разрешилось лучшим образом. Но в нашей жизни бывает так, что зачастую никто не удерживает рук убийцы, и в нашей жизни мы никогда не видели воскресения мертвых, и знаем это только из Писания. Нам порой трудно принять то, что с нами происходит. Но Церковь учит нас, что придет Всеобщее Воскресение. Апостол Павел пишет об этом так: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!… Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:12-14, 32, 51-54).
…когда мы смотрим на беды и скорби, посещающие нас, когда нам кажется, что жизнь померкла и нет никакого света впереди – мы должны верить Христу Воскресшему…
Таково учение нашей Церкви. И каждый день, когда мы произносим Символ Веры, мы говорим: «Чаю воскресения мертвых». Поэтому, когда мы смотрим на беды и скорби, посещающие нас, когда нам кажется, что жизнь померкла и нет никакого света впереди – мы должны верить Христу Воскресшему, Победившему смерть, мы должны верить Священному Писанию, апостолу Павлу, мы должны верить Святой Церкви, Которая утверждает, что в будущем веке мы все будем вместе, облеченные в бессмертие и любящие друг друга, и вновь встретимся с теми, с кем расстаемся на время. В этом наша вера, в этом наше упование, в этом наша любовь. Аминь.