19.08.2024, Седмица 9-я по Пятидесятнице. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Светло празднует Святая Церковь праздник Преображения – один из великих двунадесятых Господских праздников. В этот день Господь явил Своим ученикам апостолам Божественную Славу Свою, сокрытую под уничижением плоти, дал им видеть Царство Божие, пришедшее в силе, и показал какой радости и блаженства будет оно исполнено, поглощающее в себе, растворяющее в себе все скорби и беды земной жизни человека, и заставляющее сердце человека истаявать от этого блаженства, – блаженства, которое не приходит на сердце человека.

…апостолы утверждались в мыслях, что их чаяния относительно счастливой земной жизни со Христом не напрасны…

Последовав за Иисусом Христом, Его ученики апостолы не были чужды чаяний радостей земной жизни, к которым мы все так стремимся. Они вначале думали, что Христос даст им эти радости, исполнит их земную жизнь всякого блага, видя Его чудеса, Его безмерную любовь к людям, исцеление больных, слепых, воскрешение мертвых, чудесное насыщение в пустыне многих тысяч людей, – апостолы утверждались в мыслях, что их чаяния относительно счастливой земной жизни со Христом не напрасны. Чудеса Христовы свидетельствовали о Его Божественном всемогуществе и силе, которые способны отогнать от человека всякое зло и всякую беду, и наполнить человеческую жизнь всякими радостями и благом. И только стоит Христу объявить Себя царем, как эти радости, эти блага будут доступны всем уже людям. Апостолы, может быть даже и не были чужды тем ложным желаниям толпы «…нечаянно взять Христа и сделать царем» (Ин.6:15). Вот почему Господь, дабы оградить их от такого ложного желания, сразу же после насыщения пяти тысяч человек в пустыни, (вчера мы с вами слышали это евангельское повествование), повелевает апостолам сойти к морю в лодку и отправиться в Капернаум, а Сам остается с народом, чтобы успокоить народ, и отпустить его по домам.

Он благоволил явить апостолам, показать, что все эти земные страдания Он принимает добровольно ради спасения человека, и они не умаляют Его Божественной Славы…

В целом же, апостолы были наполнены этого неудержимого желания, – когда же Христос явит Свое славное земное царство? И когда вот эти ложные, обманчивые ожидания апостолов, наверное, возросли до особой силы, Христос благоволил явить им Божественную Славу Свою, дабы исцелить их духовно, и показать человеку путь светлой вечной радости, дабы не ослабла вера апостолов, когда они каждый день видят, как Христос удаляется от всякой земной славы, не являет Себя как царь, когда они видят, что Он живет в уничижении, в гонении, и Господь благоволил открыть апостолам Свою Божественную Славу тогда, когда Он это восхотел ради спасения человека, показать: к той светлой, счастливой, блаженной жизни, падший человек, грешный человек, может быть поведен только через страдания. Он благоволил открыть Свою Божественную Славу прежде Своих страданий, – страданий, которые уже приближались, и о которых Он напоминал не единожды апостолам: «…вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам… …и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). Он благоволил явить апостолам, показать, что все эти земные страдания Он принимает добровольно ради спасения человека, и они не умаляют Его Божественной Славы, Его Божественного всемогущества, которым мог победить всех Своих врагов. И ныне Он являет в Преображении Свою Божественную Славу.

Сам Бог Отец свидетельствует о Христе как о Единородном Своем Сыне, второй ипостаси Живоначальной Троицы, Творце и Спасителе мира, и призывает нас всех как христиан слушаться Его…

До этого апостолы, люди, видели Его ходящим по земле как простого человека, терпящего немощи плоти, уничижения и гонения, но на Фаворе Он просиял паче солнца, как говорит нам Евангелие, – солнца, которого Творцом и Создателем Он и является. Ученики апостолы не могут вынести сияния Его лица, белизны Его одежд. Они падают ниц на землю, и невидимое вот это солнце осияло, озарило лик Спасителя, – но свет Божественный, нетварный, вечный, неизменный, и это благо неизреченное захватило сердца апостолов, блаженство их такое, о котором невозможно ни сказать, ни описать. И вот в таком духовном восторге апостол Петр как и другие апостолы – Иоанн и Иаков, воскликнул: «…Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). Это уже было предвкушение райской жизни, блаженства будущего века, неизреченной радости сладости Царства Божия, Царства Христова, с которым никакие земные радости даже не могут ни на йоточку сравниться. Апостолы получают с Неба свидетельство о том, что они воистину видят Божественное сияние Христа Спасителя как Бога. Светлое облако осенило Христа, и из облака был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). Сам Бог Отец свидетельствует о Христе как о Единородном Своем Сыне, второй ипостаси Живоначальной Троицы, Творце и Спасителе мира, и призывает нас всех как христиан слушаться Его.

Нужен труд и подвиги со стороны человека для достижения горы Божией, нужны труд и подвиг доброго жития…

Христос хочет соделать каждого человека, каждого Своего последователя участником Преображения, и Он и преображается на Фаворе, чтобы этим самым освятить путь к преображению человеку – это путь страданий. Сам Христос через страдания вошел в Божественную Славу, ту Славу, которую Он ныне на мгновение времени приоткрывает человеку, чтобы показать, что только через страдания к вечной славе может быть введен падший человек. Чтобы человеку наследовать Царство Небесное – человеку необходимо преобразиться, и этот путь преображения – это чистая и усердная молитва к Богу, та самая молитва, чистоту которой показал Христос на Фаворе, – Он взошел на гору помолиться; это и пребывание во уединении, соединенное с молитвой, образом которой является гора Фавор. Нужен труд и подвиги со стороны человека для достижения горы Божией, нужны труд и подвиг доброго жития, нужна борьба со грехами, отгоняющая мрак зла. «Зло» – это славянское слово, в переводе на русский значит «грех». Нужно очищение сердца от всякой скверны плоти и духа, нужен великий труд духовной жизни.

Горькое, по нашему человеческому мнению, не может быть сладким, но благодать Божия, она обращает и горькое в сладкое…

Необходимы человеку также и страдания, которые Бог посылает как спасительное горькое врачевство. Горькое, по нашему человеческому мнению, не может быть сладким, но благодать Божия, она обращает и горькое в сладкое, и Господь Иисус Христос Своею благодатью облегчает всякие трудности и скорби земной жизни человека, если человек обращается к Нему за помощью, и верующий в Бога, живущий по Его заповедям, он не знает горьких страданий, которые Господь посылает избранным Своим, всем последователям Своим, даже там, где нам кажется это безысходным и неизбежным.

…всех Он нас с вами призывает к этому преображению…

И прославляя сегодня Бога, Преобразившегося на горе Фавор, будем помнить, что всех Он нас с вами призывает к этому преображению путем чистой молитвы, покаяния, стяжания добрых мыслей, чувств, желаний, и движений чистых души и тела, и тогда это преображение незаметно, непонятно для нас будет захватывать нас, и будет делать нас из земных небесными, и из грешных святыми. Аминь.

Ещё раз всех с праздником, братья и сестры!