Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами празднуем Преображение Господне, и сегодня на Литургии из Евангелия мы слышали этот рассказ евангелиста Матфея. Он писал о том, что ученики увидели Христа в таких одеждах белых, которые ни один белильщик на земле не может сделать. Его лицо сияло, словно свет, Его вид был таким, что ученики не знали, что сказать на это Преображение. И когда мы входим в этот праздник, мы часто задумываемся о самих себе, потому что ведь тоже каждый из нас, в глубине души, ждет своего личного преображения. Ведь как нам хочется, что бы наша душа была чиста, как эти ризы Христа на горе Фавор. Как нам хочется, чтобы сиял Его свет у нас в душе, попаляя все наши грехи и страсти.
Но время идет, жизнь течет, а с нами по-прежнему ничего не происходит. Ведь казалось бы, мы должны преобразиться в момент нашего Крещения, потому что именно в Крещении мы умираем для ветхой жизни, и рождаемся в жизнь новую. Но часто, принимая Крещение даже в сознательном возрасте, человек ощущает, что с ним почему-то ничего не происходит. Он как был раньше, так и остался сейчас, таким же. Казалось бы, мы должны меняться после исповеди и Причастия, ведь на исповеди мы каемся в грехах своих, и искренне верим, что Господь простил то, в чем мы раскаиваемся перед священником и Богом.
Принимая Святые Христовы Таины, Тело и Кровь Господню, – казалось бы, эта величайшая святыня должна освятить нас изнутри, и попалить всё терние наших прегрешений. Но мы выходим из храма, окунаемся в обычную жизнь, и бывает так, что не в силах противостоять вновь и вновь тому, что наваливается на нас. Все наши грехи, все наши страсти вновь и вновь проявляются. И иногда, даже как будто бы мы соглашаемся с теми людьми, которые говорят, что человек не меняется. Вот он родился таким в мир, со своими добрыми чертами, со своими пороками, и таким он остается всю свою жизнь. Ответить на это, наверное нужно, потому что есть в мире только одна сила, которая может изменить и действительно преобразить человека – это любовь Христова.
Мы часто задумываемся о том, что такое любовь, потому что это достаточно широкое понятие. Многие думают, что это ответственность, что это забота, что это совместные дела, совместная жизнь. Всё это так. Но вот Антоний Сурожский однажды сказал такие слова: «Любовь начинается там, когда мы смотрим на человека, без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания чем-то попользоваться от него. Смотрим, и перед нашим взглядом открывается красота, которой мы не можем не изумиться». И вот это очень глубокие слова, потому что митрополит акцент с внешних дел переводит на внутреннее состояние человека. Мы можем делать какие-то дела добрые, как в Евангелии написано, и святые отцы об этом говорят много. Мы делаем много добрых дел, но делаем не из потребности внутренней, а потому что таков наш христианский закон. А здесь, митрополит Антоний Сурожский говорит о том, что любовь, – это внутри человека. Это то чувство, которое заставляет жить совсем по-другому, которое озаряет всю нашу жизнь, которое действительно преображает так, как был Преображен Христос в этот день. И вот этим чувством надо жить, к нему надо идти, его надо воспитывать у себя, потому что это самое дорогое, что может у нас быть. Можно сказать даже больше – ведь если среди церковных людей, или среди собрания общины не будет любви, то тогда это будет просто собрание людей по интересам, это не будет Церковью. Церковь начинается там, когда люди искренне любят друг друга, и отдают свои сердца на встречу тем, кто находится рядом. Именно в этом суть христианства. Именно в этом суть благой вести, которую нам принес Христос. Именно это чувство любви Христовой в нашем сердце и есть то самое Царство Небесное, которое было центральным понятием в благовестии Христа. Аминь.