Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, причастников – с принятием Святых Христовых Таин, и всех – с праздником памяти Всех святых, в земле Русской просиявших.
Если мы заглянем в календарь церковный, то увидим, что каждый день Святая Церковь прославляет того или другого угодника Божиего, или даже многих. И вот, чтобы воздать всем достойно молитвы и поклонение, прославить всех, Святая Церковь установила в первый воскресный день после Троицы, Пятидесятницы, праздновать память Всех святых, от века благоугодивших Богу. Наша же русская Православная Церковь, прославляя всех святых, пожелала ещё прославить наших соотечественников, кровных наших родственников, в земле Российской просиявших. И для этого она установила второй воскресный день по Троице – праздновать память Всех святых, в земле нашей Российской просиявших. Установив этот праздник, Церковь желает вознести наши ум и сердце к Богу, чтобы мы, взирая на это множественное воинство небесное святых угодников Божиих, взирая на их жизнь, укреплялись бы в подвиге спасения души.
Сколько святых на Небе? Только Господь знает ответ на этот вопрос. Никто из людей этого не знает. Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении говорит: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). Представьте, сколько там святых! Одних только мучеников Святая Церковь прославляет миллионами. Все святые люди свидетельствуют нам своим житием, своими подвигами, своими учениями, что Царство Небесное – Небо, оно открыто для всех людей, и каждый человек с помощью Божией может достигнуть этого Отечества вожделенного. Только бы со стороны человека было к этому желание и стремление. Святой блаженный Августин часто любил себе повторять: «Если те и другие спаслись, то почему ты, Августин, не можешь сделать этого?»
Что же спасает человека? Что сделало бесчисленное множество людей небожителями, которые ныне прославляются Богом в Царстве Небесном и прославляют Его? Прежде всего, спасает человека благодать Божия. Каждый святой угодник Божий может сказать о себе словами апостола Павла: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1Кор.15:10). И эта благодать Божия без исключения даруется каждому человеку, и в этом убеждает нас Сам Бог, Который хочет спасти всех людей и привести их к познанию истины. Только бы со стороны человека было желание, труд и творческая способность, для того, чтобы принять эту благодать, а не отвергнуть.
Многие люди, – это всегда так было и будет, – говорят: «В тех условиях, в которых мы живём, невозможно спастись и исполнять заповеди Божии». Это ложь, это самооправдание. Вспомним, в каких условиях жил апостол Павел и проповедовал Евангелие. И он говорит нам: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13). Там, где человек стремится к Богу, Бог больше стремится к человеку, и укрепляет, и помогает человеку.
От других можно услышать, особенно от юных людей: «Пока мы юны, мы можем не спешить с жизнью по Бозе, ко спасению души. Это удел больше людей пенсионного возраста, тех, кто достиг вечера своей жизни». И в этих словах ложь и самооправдание. В сонме святых угодников Божиих мы видим людей разного возраста: и старцев, и крепких телом, и юношей, и совсем ещё детей, и они подвигом добрым в Боге достигли Царства Небесного.
Другие говорят: «Мы немощны, больны, слабы, не можем исполнять заповеди Божии». И здесь тоже ложь в большей части, и самооправдание. Обратим внимание на жизнь множества святых. Они были очень немощны телом. Преподобный Амвросий Оптинский провел на одре болезни 30 лет, были ещё преподобный Пимен Многострадальный, евангельский Лазарь, лежащий в струпьях и болезнях у ворот богача. Они свидетельствуют нам, что и для больного человека открыта возможность жить по-христиански: никого не осуждать, не роптать, ни на кого не обижаться. Это может делать и к этому призван каждый человек, в том числе и больной.
Многие люди говорят: «Мы настолько обременены заботами, работой, повседневными трудами, что некогда подумать о Евангелии». И здесь тоже неправда. Если мы обратим внимание на жизнь многих и многих святых угодников Божиих – они занимали великие государственные посты, и цари и князья были, и простые люди, и все они с помощью Божией исполнили Евангелие Христово. Вспомним преподобного Сергия Радонежского. Как он любил наше Отечество, ходил и в Рязань и в Нижний Новгород, чтобы примирить князей, и в то же время он исполнял заповеди Божии, ежедневно утверждаясь в жизни по Бозе, в чтении Слова Божиего и исполняя его.
Другие говорят, что исполнение заповедей Божиих как-то мешает нам жить добре в обществе. Но никогда не было и быть не может, чтобы человек одновременно угождал и Богу и окружающим. Апостол Павел прямо пишет: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10). Вспомним святых угодников, мучеников. Сколько они страдали за Бога и при всех жизненных обстоятельствах они не отступали от Христа. И там, где надо было пролить кровь, они это делали.
Что же является источником блаженства и вечной радости для небожителей? Апостол Павел в послании к Коринфянам свидетельствует: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Источником этой неземной радости и душевного мира является, прежде всего, Бог, близость к Богу, и жизнь с Ним. Как после долгой разлуки при встрече с близким человеком мы радуемся и ликуем, и пусть эта радость временна, но это – радость; какую же несравненную радость испытывают святые угодники Божии, когда они приходят к Отцу Небесному, к Богу! Эта радость там, она не временна, она вечная на веки веков. На Небе святые угодники Божии радуются встрече с Христом Спасителем Богом, искупившим, избавившим и спасшим человека от вечной смерти и греха.
В одном древнем благочестивом повествовании говорится, когда отрок Христос жил в Назарете в доме Иосифа Обручника, то многие жители этого города, когда их постигала беда, горесть, скорбь, приходили к дому Иосифа и лицезрели лик Христа. И это привносило в их душу и утешение, и умирение и мир добрый. Это свидетельствует о том, что лицезрение Бога – всегда радость. Вспомним апостола Петра. Когда Христос спрашивает своих учеников, не хотят ли они оставить его, Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни…» (Ин.6:68). Этим самым свидетельствуя о том, что только в Боге и с Богом человек может иметь добрую радость, блаженство и счастье. Вспомним Фавор, Преображение, когда Господь, Преобразившись, на мгновение времени преобразил апостолов, показав им Свет Своего Божества, Свет Царства Небесного. Апостол Петр восклицает: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф.17:4), этим самым свидетельствуя о том, что только с Богом человек может иметь истинные счастье и радость.
На Небе, небожители встречаются с Духом Святым, – источником радости, осеняющим нас Своей Божественной радостью, дающим нам силу веры, крепость, надежду, пламень любви к Богу и людям. Дух Святой укрепляет человека на пути доброй жизни к делу спасения души, Он же воодушевляет человека на подвиг покаяния и исповедания грехов. Это труд и подвиг – признать себя грешным перед Богом. И в этом для человека открывается великая радость и утешение от Бога.
На Небе небожители встречаются с Пресвятой Богородицей, и в этом величайшее счастье, блаженство и радость. К Матери Божией мы обращаемся в молитвах с просьбами, чтобы Она помогала нам жить по-христиански в трудностях, в бедах, в болезнях, и эту помощь каждый из нас, наверное, даже не видя, не замечая, но получает. Матерь Божия, вечная ходатаица о нашем спасении перед Богом, и в этом для человека величайшее утешение и радость небесного бытия.
Когда святые люди встречаются с горнем, с ангельским миром, то вместе с ним ликуют, радуются, и прославляют Бога, и сподобляются величайшего блаженства. И, наконец, святые люди встречаются на Небе друг с другом, видят друг друга, своих родных и близких, и в этом тоже для них великое утешение и блаженство, и счастье, счастье не земное, а небесное, которое невозможно описать никакими нашими земными словами.
В молитвах святых угодников Божиих мы черпаем для себя и силу и крепость. Мы возлагаем надежду на Бога, Вседержителя Всемогущего, в Троице славимого и поклоняемого. Мы с вами находим утешение и радость в том, что Господь наш Иисус Христос нас ради и нашего ради спасения пострадал, чтобы спасти нас. Помощь нам даруется и от Духа Святаго, и от Пресвятой Богородицы, и от ангельского мира. Мы с вами верим, что святые угодники молятся за нас и эту помощь нам с вами являют.
«…Имея вокруг себя такое облако свидетелей» (Евр.12:1), как говорит апостол Павел, такое множество небесных помощников, христианин уже не имеет права слабеть в делах христианского благочестия и в деле спасения своей души. Не может спастись только тот, кто нарочито и сознательно не хочет этого и ничего не делает для спасения души. Тот человек является сыном погибели, если здесь, на земле, он не хочет дать место Богу в своей жизни и душе.
Прославляя сегодня Бога, дивного во святых Своих, и святых угодников Божиих, в том числе наших соотечественников, мы призваны почаще заглядывать в их житие, в их наставления, чтобы учиться у них доброй вере и доброй жизни в Боге нашем Иисусе Христе, чтобы Его милостью, и их молитвами и предстательством, достигнуть нам Царства Небесного и пребывать в вековечной славе, в горних обителях Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.
С праздником вас всех, друзья!