Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днём!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, которыми дал нам очень краткое, но золотое правило, – как относиться к своим ближним, и вообще, – как относиться человеку ко всем людям, которые тебя окружают. Это золотое правило заключается в том, как сказал Господь, – «Как хочешь, что бы относились к тебе, так относись и ты ко всякому человеку». Кажется, выражено совершенно просто, но как трудно и тяжело человеку исполнять это простое правило. Но здесь Господь делает ещё некоторое замечание: для того что бы человек не затруднялся в правильном исполнении этой заповеди, Бог указывает на нечто ещё важное – чтобы человек понял, чтобы не в пустую исполнял эту заповедь, и не бесплодно, и небессмысленно, – Господь говорит так: «Если вы любите любящих вас, то какая вам польза, ибо это же самое делают и грешники? Если вы благотворите тем, кто благотворит вам, то какая вам польза, если так же поступают и грешники, и вы ничем не отличаетесь от них? Если вы кому-то даёте взаим, ожидая от них воспринять равное, то какая вам польза от этого?». И, таким образом, Господь обозначил круг, кажется, добрых вещей, но не совсем полезных для христианского звания, поскольку, конечно, нужно и любить, и благотворить тем кто делает нам добро, но, оказывается, дела милосердия тесно связаны с любовью, и они имеют свою особенную специфику. В чём их особенность? Любовь, это одно из чувств сердечных, и выражение её будет истинным и полноценным тогда, как указывает Апостол Иоанн Богослов, – дела милосердия должно совершать в любви и истине. И здесь мы встречаемся ещё с одним непреложным законом. Святые отцы утверждают, что там, где нет любви, – там нет истины, и там, где нет истины, – там невозможно иметь полноценную и истинную любовь. Следовательно, для правильного исполнения дел милосердия, и правильного отношения к человеку, мы должны соблюдать и стремиться к истине. И вот Господь, завершая Своё поучение, по этому вопросу говорит нечто более удивительное. Он говорит: «Но вы люби́те врагов ваших, благотворите клянущих вас и гонящих вас, и давайте милостыню, и будете сынами Вышняго». Указав на то, что дело милосердия может иметь слишком много ступеней, и даже бесконечность, поскольку истинно милосерд Бог, Который в Своей непостижимой благости к человеку являет бездну милосердия, и следовательно, для человека научения делам милосердия является важной, и самой нужной добродетелью, поскольку единственная добродетель, способная отверзть двери Рая, сама по себе, – это дело милосердия и милостыни. И, святые отцы утверждали, насколько дела милосердия удивительны, поскольку они соединяют человека с Богом, уподобляют человека с Богом, делают человека собеседником Ангелов, делают человека более способным к приобретению всех других добродетелей. И, таким образом, человек должен знать, что то, к чему призвал Бог нас, – «Любите врагов ваших», – многим покажется, – это нечто недостижимое. На самом деле, в греческом оригинале Евангелия мы найдём, что в этом месте слово «любовь» употреблено в несколько особом смысле, поскольку, в греческом оригинале слово «любовь» имеет множество значений, и они отличны друг от друга, но в данном месте употреблено слово в значении «относитесь справедливо». Это – благородно, это – честно, и даже, по отношению к врагу. Нас Бог поставил на некую первую ступень, – призывает: относитесь справедливо и к тем, кто считает вас врагом, или кто относится к вам с предубеждением. Нам необходимо хотя бы возвыситься на эту ступень понимания в отношении любви к врагам, и более Бог не требует, и Он уже за это даёт нам величайшую награду в том, что называет таких людей сынами Вышняго, и уподобляет их Богу, а поскольку Он говорит: «Ибо и Отец ваш Небесный посылает дождь на праведных и неправедных». Итак зная, что дела милосердия тесно связаны с любовью, Апостол Иоанн Богослов говорит важную истину: «Необходимо, что бы наши дела милосердия соблюдали и любовь, и истину в отношении ваших благих дел». Будем знать, что мы призваны к совершенствованию, и это совершенствование не прекращается с этой жизнью, именно по этому Бог и указывает нам на начало добродетельного совершенствования, которое может быть совершено, и бесконечно продолжаемо в будущем веке. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю и с воскресным днём, и с праздником Святителей, которые когда-то учили исполнению заповедей Господних на этой земле нашей Русской, и происходили родом из наших близких нам краёв Московской области. Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Таин!