17.04.2016, Воскресная проповедь

Протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына И Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Воскресение Великого Поста посвящено памяти преподобной Марии Египетской.

На прошедшей неделе, в среду, вечером, в нашем храме и во всех других храмах Русской Православной Церкви совершалась Утреня, на которой читался Великий Покаянный канон Андрея Критского. И было прочитано это житие преподобной Марии Египетской. Это единственное житие, которое читается на Богослужении, больше такого нет. Только на пятой седмице поста, на утрени Великого Покаянного канона читается жизнь преподобной. Еще это житие отличается от других тем, что сама Мария поведала его. Она рассказала это преподобному Зосиме, по его слезной просьбе и вот теперь мы имеем возможность слышать жизнь преподобной Марии Египетской как будто из первых уст. Конечно жаль, что немного народа собирается на богослужение Великого Поста, которое бывает только один раз в году. Эта служба Великого Покаянного Канона, служба акафиста Божией Матери, это службы Страстной седмицы. Почему-то в воскресение или в обычный праздник собирается народу много, а на этих, абсолютно уникальных богослужениях приходит едва ли не меньше половины людей, чем здесь стоит сегодня. Поэтому немножко трудно говорить о житии преподобной тем, кто не слышал его в эту среду.

Она была грешным человеком, ее плоть бросала ее во все тяжкие ее жизни. Она была блудницей и делала это не за деньги, а ради собственного удовольствия, для удовлетворения похоти, как она сама свидетельствовала. И вот, однажды она попала во святой град Иерусалим. И вместе с паломниками, совсем не задумываясь о происходящем, попыталась войти в храм, где в это время износился Святой и Животворящий Крест Господень. И она не смогла это сделать. Три или четыре попытки были переступить порог, но всякий раз, по слову преподобной какая-то неведомая сила не давала ей зайти внутрь. Она в недоумении отошла от входа и, вдруг, как озарение пробежала перед ней ее жизнь. Она поняла, что Господь не допускает ее до своей Святыни ради ее грешной жизни. И вот в один миг все естество преподобной перевернулось. Она в молитве обратилась к Божией Матери искренно, со слезами и через некоторое время почувствовала облегчение. Она еще раз попыталась зайти в храм и в этот раз у нее получилось. Она приложилась ко всем святыням и выйдя из храма опять обратилась к образу Богоматери. Она опять искренно обращалась к ней и звучал ее вопрос,
— Что-же мне делать дальше.

И, вдруг, преподобная Мария услышала голос или может он прозвучал у нее в душе.
— За Иорданом найдешь себе покой!

И преподобная, послушавши того голоса, что звучал, двинулась в сторону Иордана. Долгое время, почти семнадцать лет она провела в ужасных мучениях. Она отправилась туда, когда ей было около тридцати и 17 лет это, действительно были годы борьбы, борьбы, чтобы не вернуться в мир из которого она ушла. Скоро кончился и хлеб, который был у нее, скоро истлела одежда, а она была единственной. А ведь каменная Иудейская пустыня, это серьезное испытание, зимой там может выпасть снег и температура опуститься ниже нуля, а летом там жара выше сорока градусов. И вот в таких условиях – без одежды, совершенно без пищи, питаясь какими-то кореньями преподобная Мария исполняла свое покаяние. По ее слову, не раз и не два она без сознания падала на землю, от того , что с ней приключается, от тех образов и искушений, которые одоСпустя 17 лет утихли искушения когда она оставалась в пустыне и встретилась с Зосимой. Она уже была прозорливым человеком, женщиной, которая знала писания, совершенно не учившись и не зная грамоты. И вот, из беседы с Зосимой явлена нам была и ее жизнь.

Братья и сестры, в житии Марии Египетской Святая Церковь предлагает нам ее как образец для покаяния. И недаром читается житие ее Великим Постом, и недаром одно из воскресений посвящено ее памяти. Церковь не словами, а самим образом что-же такое есть такое покаяние. Покаяние, это всегда изменение. Это преображение человека, насколько полное, настолько оно произошло у Марии. От великой блудницы до женщины святой жизни, которая знает Святое Писание не учась и говорит святому Зосиме то, что он знал лишь в собственном сердце.

И действительно, когда мы готовимся к покаянию, когда мы готовимся к исповеди, когда мы сознаем свои согрешения мы видим пред собой образ этой преподобной. Именно это образец, именно это правило. Она чудесным образом обратилась ко Христу, совершенно не зная его. Но Господь стучится в каждое сердце. И каждое сердце, Ему одному ведомыми путями пытается обратить к себе. Преподобная услышала в себе этот зов, голос Божий и правильно ответила на него.

К нам тоже обращается Господь, но мы продолжаем лениться, продолжаем жить, как живем. Конечно, никто нас не гонит в пустыню, в уединение, никто нас не заставляет постригаться и идти в монастырь. Но те усилия, которые прилагала Мария, являют нам, что без нашего участия никогда не будет перемены нашей, и никогда мы не отойдем от страстей, мучающих нас, если не будем прилагать хотя бы немного усилий. Но житие преподобной говорит, что не только наше усилие, а помощь Божия необходима для нас. Ясно из этого жития, что как только преподобная Мария обращалась с просьбой к Божией Матери или к Господу помочь ей, она тут же получала эту помощь. И получала не потому, что была каким-то особенным человеком. Она получала помощь потому, что получала ее в борьбе со своими грехами.

Мы часто просим господа о улучшении нашей жизни, мы просим только о своих желаниях, чтобы совершилось только то, что мы хотим и совершенно не молимся искренне и со слезами о том, чтобы Господь помог нам справиться с нашим ветхим человеком, который внутри нас и не дает нам преобразиться в жизнь новую. Если мы будем искренно обращаться, Господь всегда ответит нам, всегда мы будем услышаны и всегда придет помощь, как пришла она к Великой преподобной Марии Египетской, которая из глубины греха и падения стала святой, к которой мы обращаемся с молитвами и которая обязательно поможет и если мы искренно пожелаем бороться с грехами своими и положим силы свои для этого.
Аминь!