Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Сегодня Святая Церковь чтит память Святых Отцов I Вселенского Собора. Самой лучшей памятью святых является внимательное поучение их жизни и той духовной мудрости, которую они оставили нам. Мудрость святых в том и заключалась, что среди множества удовольствий, утех и забав земных они безошибочно определили единственный верный путь ко спасению.
…пути спасения – части единого всеобщего верного пути к блаженству, всегда он познается именно тем, что он тесен…
И сегодня мы стоим перед выбором. Есть множество путей, ведущих к погибели, и есть множество путей, ведущих к спасению. Широта путей гибельных сделалась признаками их ложности. А пути спасения – части единого всеобщего верного пути к блаженству, всегда он познается именно тем, что он тесен. По нему нельзя идти дружной группой единомышленников. По нему почти всегда пробираются в одиночестве. На этом пути человек должен пройти через пустыню, где он должен потерять всё, чем думал обладать. На этом пути он пройдет через дебри унижения, преданностью вере научится не бояться опасностей, чтобы приобрести надежду на Бога.
И чтобы человек не упал духом от уныния, апостол говорит, какова ценность этих испытаний: «Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу» (1Пет. 1:7)
Святые отцы учили: «То, что споспешествует в путях плоти, часто препятствует на путях Духа» (святитель Филарет Дроздов). И вот малоприметные и неизвестные тайны, открытые святыми отцами. На своём пути к Богу, человеку предстоит остаться одиноким в своём сердце. И, наконец самое главное, к чему мы никогда не готовы: как только мы познаем истину праведного пути – Бог обязательно поставляет нас в училище скорбей и испытаний, делает способными вступить в училище высокого Божественного воспитания или на самое поприще подвигов. Крест и искушения предлагаются нам непременно, и от времени «до времени» обильнее, как «твердая пища совершенных». Скорби, лишения, болезни, события внезапные и поражающие нас посещают, как наставники в утренние часы, и поучают нас самоотвержению, презрению мира, бесстрастию, преданности воле Божией. Мы проводимся «сквозе огнь и воду». И чтобы человек не упал духом от уныния, апостол говорит, какова ценность этих испытаний: «Да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу» (1Пет. 1:7).
Мы видим, что святые отцы, познав силу Божественных Даров, поняли и то, как они приобретаются…
«Что более возвышает и совершенствует добродетель? – благополучие ли, которое большую часть сил ее приводит в покой, или бедствие, которое поставляет ее на поприще, ее достойное, и вводит в подвиг, ей свойственный? Кто не мужествен, когда нет брани? Кто не великодушен, когда не о чем сетовать? Внезапно является враг, и воздремавшее мужество едва находит свое оружие. Постигает скорбь, и мечтательная твердость духа, как утлое древо, сокрушается» (Святитель Филарет Московский). Ценность испытаний и скорбей отцы определили высшей мерой пользы. Вот что они говорят: «Искушение, посылаемое Провидением, есть соль земного счастья; в избытке своем она уязвляет вкус, но без нее в том, что услаждало вкус, осталась бы одна гнилость и смрад Так бывает в порядке естественном, так и в духовном. «Отнимите искушения, и не будет спасаемых» (Антоний Великий), сказал один из тех, которых искушение соделало искусными (Святитель Филарет Московский). И потому, когда мы исследуем жизнь Святых Отцов – мы внимательно вглядываемся в то, что происходило в их жизни. Мы видим, что они, познав силу Божественных Даров, поняли и то, как они приобретаются. И потому в молитвах они не просили себе благоденствия, но вместе с псалмопевцем говорили: «Искуси мя, Господи, и испытай мя» (Пс.25:2). Аминь.