Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В сегодняшнем послании апостола Павла мы слышали слова: «Умоляю вас, братие, поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф.4:1). Высоту призвания христианского в другом послании апостол поясняет так, что христиане живут в Боге не по плоти, но по духу. Потому что им дан «закон духа жизни» (Рим.8:2).
Самый важный духовный закон – «Дух творит себе формы»…
В чем особенность закона духа жизни? Законы духовные определяют не только весь спектр внешних отношений человека, но и формируют внутренний мир человека. Законы духовные для человека имеют неизмеримо большее значение, нежели знание всех остальных законов. Самый важный духовный закон – «Дух творит себе формы», – надо понимать так: происходящий постоянно внутри человека выбор между добром и злом в поступках, словах, мыслях формирует дух человека. Именно он обуславливает все состояния человека – психическое, физическое, нравственное, духовное.
Здесь святые отцы открывают закономерную тайну причин бедствий народа…
Этот закон определяет и самый смысл жизни всех племен и народов. Как он проявляется в истории человечества? Здесь будет уместно напомнить слова Спасителя, Который говорит о втором пришествии и Страшном Суде (Лк.17:34-37). Спаситель говорит: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). Его спросили: «Где, Господи?». И Он произносит таинственные слова, которые мало кто понимает: «Где труп – там соберутся и орлы» (Лк.17:37). Эти слова надо понимать так: нравственное разложение человека или всего народа делает его трупом. А орлы, уничтожающие падаль, означают суд Божий. Здесь святые отцы открывают закономерную тайну причин бедствий народа. Нам всегда кажется, что причина всех бедствий и скорбей народных происходит от недалеких и глупых действий властей, их моральных и умственных качеств. Но оказывается – всё не так. Всё определяется духовно-нравственным состоянием самого народа.
…в отношении своего народа правители могут совершить только то, что прямо соответствует духовному состоянию самого народа…
Я уже говорил эту мысль – что всё, что происходит в мире: войны, бедствия, катастрофы, – напрямую зависит от состояния Церкви. Истина на самом деле в том, что в отношении своего народа правители могут совершить только то, что прямо соответствует духовному состоянию самого народа. Ибо сказано: «Сердце царя – в руке Господа» (Притч.21:1). Действие царя находится не в воле царя, а в руках промысла Божия, и всегда направленно на духовную пользу людей. А потому, орлы или суд Божий являются не причиной, а следствием духовной деградации народа и всех бед его. Поэтому, прежде всего, покаяние самого народа может изменить его судьбу. В Библии находим множество свидетельств о действии этого закона в жизни и отдельных людей, и целых империй: и великий потоп, и города Содом и Гоморра.
Дух человека оценивается по степени смирения, и покаяния…
Но есть нечто важное, что является важнейшим условием правильного духовного состояния человека. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые (добродетели и труды) будут напрасны». Дух человека оценивается по степени смирения, и покаяния, и исправлении жизни. Это единственное, что определяет благоденствие народа и смысл его существования. Аминь.
Пояснения к проповеди
В наше время утвердилась практика соблюдения внешних правил жизни…
Слушаем внимательно: Апостол говорит: «… закон духа действует в сердце». Если духовный закон освобождает ум от закона греха и смерти, то первый закон, закон буквы позволял тайно фарисействовать, внешне соблюдая закон исполнением заповедей перед окружающими. В наше время утвердилась практика соблюдения внешних правил жизни без участия ума и сердца. Преподобный Григорий Синаит говорит: «Теперь невежество научило благочестивых людей вере словесной, мертвой и бесчувственной, а не благодатной вере». Изыскивающий смысл содержания заповедей, помимо их выполнения и чрез чтение или изучение жадно стремящийся его найти, подобен воображающему тень вместо истины. Их апостол назвал душевными, не имеющими Духа, хотя сии и превозносятся истиной (см.: 1Кор. 2:14). «Ищи Господа на пути, то есть в сердце, посредством делания заповедей». Погружая мысль в свет и светом исполняя ее, ум духом начертывает слова в чистых сердцах слушающих. Тогда осознает он сказанное о том, как все ко спасению достаточно было бы только одной благодатной веры, проявляемой в исполнении заповедей, так как в человеке есть ум, слово, и дух, существующие друг в друге и сами по себе, причем ум не разобщен со словом и слово – с духом так, что ум говорит словесно и слово выражается с помощью души.