15.05.2016, Воскресная проповедь

Протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры, сегодняшнее воскресение, второе после Пасхи называется неделей Святых Жен Мироносиц. И чтобы нам понять, какой же глубокий смысл здесь, мы должны внимательно вдуматься в то Евангелие, которое читалось сегодня на Божественной Литургии. Господь умер на кресте и, как говорит Евангелие, святой Иосиф Аримофейский осмелился войти к Пилату и попросить тело Христа. Пилат не препятствовал, тело отдали, но это была суббота, в которую ничего нельзя делать по предписаниям иудейского закона, поэтому Христа просто положили во гроб. И вот, когда уже можно было исполнить то, что было предписано этим самым законом, обмазать маслом покойника, обвить его пеленами, почитать молитвы. Именно для этого на гроб идут женщины, которых Евангелие называет Мироносицами. Они подходят ко Гробу, они говорят между собой,
— Как же нам проникнуть вовнутрь, ведь такой большой камень лежит при входе.

Но они идут, надеясь на то, что как нибудь получится что-то сделать. И когда они подходят ко Гробу, а гробы были в те времена просто пещерами. Они видят, что от пещеры, куда положили Спасителя, камень отвален и можно войти внутрь. В душах их смятение, как же так, и вдруг, на том месте, где они еще недавно положили Спасителя они видят юношу. Он обращается к ним со словами о воскресении Господа, о том, что зря они здесь его ищут, потому, что Господь воскрес, и они должны пойти и сказать о воскресении его ученикам, которых он встретит по своему слову в Галилее. Евангелие говорит, что они побежали от Гроба и никому ничего не сказали, потому, что объял их трепет и ужас. Нельзя сказать, что они не поверили, очень трудно описать эти чувства.

Они очень любили учителя и они решили сделать так, как повелевает закон, чтобы все было правильно. Вот приходят и видят ангела и испытывают недоумение. Это нам уже привычно. Мы, порой не задумываясь, отвечаем на — Христос воскрес! –Воистину воскрес! – А тогда было совершенно ничего не понятно. Недоумение, страх, надежда, целая буря чувств, проносятся в душах этих женщин. Они испытывают тоже самое, что Фома,
— Не поверю, пока не увижу, — говорил Фома. Вот также их недоумение, тоже заставило их не сразу поверить в Воскресение Христово. Этим заканчивается Евангелие, которое читалось на Литургии, а мы знаем, что будет дальше. Мария Магдалина вернется на Гроб, встретит там своего учителя, встретит там Христа, узнает его, побежит вещать об этой вести ученикам, которые скажут, что Господь воистину воскрес и явился Петру.

Этим Евангелием, можно сказать, что Церковь нас ничему не учит. Она показывает, показывает Истину Воскресения Христова. Показывает сложные чувства, которые были у учеников у Жен Мироносиц, у Фомы, у тех людей, которые так были преданы своему Учителю. И действительно, удостоверившись в том, что Христос воскрес, что это именно их Учитель, они потом пронесут эту радостную весть во все концы Вселенной.

Апостол Павел говорит такие замечательные слова, — Если Христос не воскрес, то тщетна вера наша. И действительно, апостол Павел не был свидетелем Воскресения Христова. Он узнал об этом от его учеников, от апостолов и стал пламенным проповедником именно Воскресения Христова. Конечно, порой, в нашей жизни мы думаем о наших грехах, о покаянии, о смирении и терпении. Мы часто задумываемся, как нам измениться и выползти из глубины греховной.

Но, братья и сестры, как важно приобщиться вот к этой самой апостольской проповеди. Почувствовать все, что коснулось учеников, все те переживания и ту неизреченную радость, когда они удостоверились в Воскресении Христовом. Потому, что здесь центр нашей Веры ибо это отличает нашу веру от какой либо другой.

Это делает нашу Веру не набором каких-то моральных предписаний и красивого учения о любви. Нет, это делает нашу веру действительно соединением с Богом, с вхождением с ним в глубину смерти и воскресении от этой смерти в совершенно новую и божественную жизнь. И оно, это Воскресение происходит не где-то за горами, не где-то за пределами нашей смерти. Это Воскресение должно происходить в душе каждого из нас, живущего здесь и сейчас. И мы должны всею нашей душою и помышлением почувствовать эту радость Воскресения и понести ее дальше, ни в коем случае не ограничиваясь собой и своими знакомыми. Ведь если это будет в нашем сердце, эта радость ликования и коснется нас хоть чуть-чуть – это радость от Воскресения Христова. И тогда мы не сможем держать наши уста замкнутыми, они всегда будут говорить о Воскресении, как говорили об этом апостолы, как говорили об этом Мироносица. И не зря предание говорит, что Мария Магдалина дошла до самого императора с вестью о Воскресении Христовом. Она не говорила ничего, у нее было очень мало времени, она произнесла лишь только слова,
— Христос Воскресе!

Также и другие ученики тоже говорили о радости, именно о Воскресении. Апостол Павел, еще раз повторюсь, хотя и не был свидетелем Воскресения и принял эту весть от этих самых свидетелей. Но пронес эту весть до афинского ареопага, где говорил о Воскресении. Когда он стал говорить о Воскресении Христа, то многие, посмеявшись, ушли, но некоторые и остались. И мы знаем, у великого святителя Дионисия Ареопагита, который от проповеди апостола Павла уверовал в Воскресшего Христа и принял мученическую за него кончину.

Наша Церковь, братья и сестры, Церковь апостольская и хорошо бы, чтобы этот апостольский огонь их радость о воскресении коснулась и нас. Потому, что не умирает апостольство, не умирает ликование о Воскресении Христовом, если только мы являемся истинными последователями, учениками и хотим быть с Ним в веки вечные и здесь на земле и в Веки Вечные.
Аминь!