Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Дорогие братья и сестры, с праздником, с воскресным днем, а причастников с принятием Святых Христовых Тайн Тела и Крови Бога нашего! Эта величайшая Святыня, Которая не только нас освящает с вами, но и ещё защищает от всякой злой силы.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали, как на одном из берегов Галилейского озера, в скалистых погребальных пещерах, жил много лет одержимый злыми духами человек. Его лютость, его безумие, его дикость наводили ужас и страх на всё население близлежащих селений. Люди боялись проходить это место, боясь его. Этот бесноватый, в котором был легион демонов, он символизирует собой всё ветхозаветное человечество, которое предано было в руки злой силы, и никто не мог её от этой злой силы, от диавола освободить, ни пророки, ни праведники.
И вот, Господь Иисус Христос, прибыв на сторону Галилейского озера, сойдя на берег со святыми апостолами, – как только Он ступил на берег, к Нему тут же подошел этот обнаженный, зверский человек. Господь Иисус Христос по Своему милосердию изгоняет из него бесов, имя которому множество бесов, – легион. Бесы просят Бога, чтобы Он не отсылал их в места мучений, а просят, чтобы Он разрешил им войти в свиней. Господь повелевает это им, и они вошли в свиней, – все свиньи взбесились, и бросились в море, и стадо утонуло. Увидев всё это, пастухи побежали в окрестные селения, и рассказали жителям о этом великом чуде.
Придя, жители увидели Спасителя, и возле Него человека, который совсем недавно наводил на них ужас и страх. Теперь, – он умный, в здравом уме и тихий, – сидел у ног Спасителя. Казалось бы, вот это событие должно вызвать у них восторг и радость, они должны были поблагодарить Бога за Его бесконечное милосердие. Может они ещё и не знали, что это Господь, но это великое чудо – эта милость, которую Он явил этому несчастному человеку, оно должно было вызвать у них чувство ликования и радости, и благодарности. Но этого не последовало. Увидев Господа, и совершенное Им чудо, они пришли в страх и трепет.
Они настолько были привязаны к земному, материальному, что очи их не поднимались выше земли, все их мысли, желания и стремления были направлены только к одному – к обогащению и наживе. Они никак не могли примириться с потерей свиней, и боялись, чтобы с ними что не случилось, не лишились бы они каких-либо материальных выгод и благ, а по сему, они с таким постыдным и настойчивым единодушием просят Господа уйти от них, оставив пределы селения их. Господь не противится, не гневается, Он смиренно входит с учениками в корабль и направляется на противоположный берег Галилейского озера, где Его ожидало множество народа и Иаир.
Святитель Иоанн Златоуст, давая нравственное приложение к этому Евангельскому событию, пишет, что если бы человек, христианин, причащался Святых Христовых Тайн, если бы он хранил себя в чистоте, если бы он хранил в своей душе Господа Иисуса Христа, почаще бы умом и сердцем возносил молитвы к Богу, исповедовал грехи своя, и осенял себя крестным знамением, уповал на Бога, то никакая бы злая сила не соделала бы никакого зла человеку. Но человек, пишет он далее, к сожалению, и христианин, – или не делает этого, или делает редко, или же делает без должного усердия, и вновь обращается ко грехам.
Господь говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, – а когда он выходит из человека – это в Таинстве Крещения, в Таинстве Покаяния, – то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит этого покоя, и говорит возвращуся в дом, и приходит, и видит этот дом выметенным, не занятым». Не занятым, – чем? Ни молитвой, ни постом, ни богомыслью, ни христианской жизнью. Идёт и берет семь злых духов, противоположных семи дарам Духа Святого, злейших себя берет, приходит в этот дом к человеку, и вновь, через грехи, через пороки, обращает человека в жалкую жизнь, и бывает это таковым для человека последнее хуже первого.
Оружие против злой силы, – это прежде всего молитва к Богу жизни нашей, это Слово Божие, это причащение Святых Христовых Тайн, это вера в Бога. Это христианин должен делать постоянно, и причащаться, и молиться и утром, и вечером, и в течение дня, – тогда злые силы, – они будут иметь очень и очень мало, если совсем не будут иметь никакой возможности приблизиться к нам. Но к сожалению, мы это наверное не делаем, или делаем без должного внимания, а посему злые силы обуревают нас, и делаем и слушаем, и грешим.
И, слушая Евангельское чтение с глубоким вниманием, мы, должны как христиане, почаще прибегать к Богу со словами: «Отче наш, избави нас от лукавого, и спаси нас!». Будем это делать, и Господь непременно избавит нас от всякия скорби, от злой силы и спасет всех нас. С праздником вас, друзья!