Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о исцелении Гадаринского бесноватого. Эта история краткая, но из неё мы можем узнать многие истины христианского вероучения. Здесь нам открывается факт и истина, что духи злобы существуют, и они способны оказывать влияние на человека, и, даже до такой степени, что вселяться в человека. Но здесь, так же, становится известно нам, что духи злобы не могут действовать самостоятельно, и вредить человеку бесконечно, но лишь в той степени, в которой позволяет им Сам Бог. Духи злобы открывают сами, что они находятся во вражде к Богу, и они боятся последнего определения о их муках в геенне, и поэтому они взывали к Богу: «Что мне и Тебе – говорит дьявол – пришел еси прежде времени мучить нас», – то есть, они знают о последней своей участи. И в это же время, мы видим, что духи злобы просят Спасителя, чтобы не послал их в преисподнею, но разрешил им войти в свиней. Это показывает, что духи злобы ненавидят человека больше, чем даже других тварей. И они просят оказать некое милосердие, – войти в стадо свиное. И Бог им позволяет. Здесь, несколько смущает мысль в том, что Бог, зная враждебную силу духов злобы к человеку, тем не менее, позволяет им войти в стадо свиное. И стадо свиное бросается в бешенстве с крутизны берега в море, и всё погибает. Бог попустил этому событию произойти, для того, чтобы в последующие века никто не посчитал это мифом или сказкой, которая не имела места в истории.
И до сих пор все помнят это реальное событие. Здесь открывается та истина, и то, что человек находится под постоянным, пристальным, внимательным контролем со стороны духов злобы, которые не имеют к человеку никакого сострадания, никакой жалости, и они стараются нанести всяческий вред человеку, и погубить его, и поэтому, они расставляют всякие сети вокруг человека, желая уловить его погибель, и потому компромисс или перемирие с этими существами для нас невозможен. Духи злобы стараются сделать свои влияния на человека, и свои сети для человека неприметными настолько, что даже стараются перекрыть своё воздействие на человека всячески, чтобы человек не понимал их способы действия на него,и даже, отрицают своё существование, чтобы это казалось мифом и сказкою. На самом деле, они способны наносить удары и скорби человеку справа и слева, и со всех сторон, оставаясь при это невидимы, и человек ищет виновного среди ближнего окружения людей. Духи злобы стараются сделать свои обольстительные сети невидимыми, и более того, делать их приятными, иногда поощряя действие внутренних страстей человека, возмущая их, и делая так, что оковы и сети, которыми окутывают они человека, кажутся для него приятными. Поэтому, святые отцы многократно увещевали человека о осторожности, особенно, к духовным козням этих существ против человека. Даже древний библейский мудрец предупреждал человека, говоря: «Блюди, како опасно ходиши, ибо по забралам града ходиши, и мимо сетей минуеши». То есть, человеку говорится в русском контексте так: «Ты настолько ходишь опасно, что это всё равно, что в окруженном городе идешь по самой открытой стене, открыт для всяких стрел вражиих, и идёшь мимо сетей, которых даже не чувствуешь и не видишь».
И вот, святитель Иоанн Златоуст, говоря о том, насколько тяжёл этот вид страдания и скорбей, которые посылаются человеку за его грехи, – часто, причиной беснования служит скотская или свинская жизнь человека, – когда ему посылается в наказание какой-то вид беснования. Но святитель Иоанн Златоуст говорит, что есть некоторые страсти и похоти человеческие, которые ничем не отличаются от беснования. Это блуд, гордость, сребролюбие. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что действия этих страстей в человеке ничем почти не отличимы. И, например, сребролюбие, делает человека злобным, подозрительным, коварным. И человек, обладая этой страстью, становится настолько мстительным и подозрительным, что своё коварство обращает и против ближнего, и не щадит ни друга, ни самых близких родственников настолько, что способен придавать смерти и самых близких людей ему – и родителей, и детей. И такие люди считают счастьем, если они не имеют детей, и даже, если они потенциально могут иметь детей, – желают сделать себя бесплодными, – говорит святитель Иоанн Златоуст. Их состояние в дальнейшем становится намного хуже, если они не находят какое-то излечение от своей похоти и страсти. Настолько худшее, что святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Я желал бы быть окруженным бесноватыми, чем жить в присутствии одного сребролюбца». Те могут действовать безрассудно, не понимая, что делают, а этот – коварствует, и испытывает всякую злобу совершенно сознательно, и способен приводить к страданиям и смерти не только окружающих близких людей, но даже вводить в бедствия, и в голод, и разруху целые города и страны. И ещё более опасным становится, когда такие люди становятся во главе элиты какого-то государства, и тогда бедствие этого народа становится безусловно самым тяжёлым. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что такие люди, способны ради обогащения обрекать на голод и разруху не только ближнее окружение, но и целые города, и даже страны, отравляя землю, воду, и воздух. И это становится бедствием для простых людей невыносимым. И вот, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Но нам, оставляя как некое утешение, нужно знать и то, что известно в Священном Писании». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда Бог видит безвинные страдания народа, на которых его обрекла какая-то бесноватая власть или элита, то здесь, в Свои права вступает Бог, и Сам Бог приходит на спасение Своего народа». Поэтому, и нам нужно молиться, и особенно сейчас просить у Бога помощи о прекращении всех бедствий, которые постигли и постигают все страны всего мира, в том числе и нашу страну. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днём, желаем вам помощи Божией, и молитвенного утешения в каждом Богослужении, проходящем в наших храмах.