14.04.2024, Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Пост – училище молитвы. Самое важное делание поста – это молитва. Многие знают о том, что правильная молитва – это молитва со вниманием. Но редко кто знает, как это достигается. Путь к этому деланию открывают святые отцы. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Постоянно упражняй себя в размышлении, читая Божественные Писания, с точным их разумением, чтобы, при праздности ума твоего, не осквернялось зрение твое чужими сквернами непотребства. Во всем, что встретится тебе в Писаниях, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли святых и с большою точностью уразуметь оную». Тот, кто трудится хранить себя от мысленной грязи, приобретает чистоту помыслов, а чистотою помыслов – свет мышления, и ум по благодати руководится к тому, над чем чувства не имеют власти. Начало помрачения ума в человеке начинает открываться в душе и, прежде всего, усматривается в лености к Божией службе и к молитве. У кого ум осквернен постыдными страстями и кто позволяет наполнить ум свой мечтательными помыслами — тому невозможно внимательно молиться.

Обратим внимание на предостережение святых отцов о правильном последовании восхождения в умной молитве…

Обратим внимание на предостережение святых отцов о правильном последовании восхождения в умной молитве. В слове Исаака Сирина находим описание такого случая. Один пустынник говорит старцу: «Моя душа возлюбила возлюбить Бога». К этому присовокупил, что «отшельничество в пустыне вожделенно мне, что чистота сердца началась во мне, и что память Божия очень воспламеняется в сердце». Старец отвечает: «Если это истинно – то оно велико. Но мне не хотелось бы, чтоб оно было написано тобой: потому что тут нет никакого порядка. Если же ты спрашиваешь: то порядок вопроса – иной. Говорящий, что душа твоя не имеет еще дерзновения в молитве, потому что не победила страстей, как смеет сказать, что душа его возлюбила Бога? Нет способа возбудиться в душе Божественной любви, вслед которой ты таинственно шествуешь в отшельничестве, если душа не победила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не победила страстей, а возлюбила Бога: и в этом нет порядка». Григорий Синаит: «Бесстыдно и дерзостно хотящий войти и чисто беседовать с Богом и ещё не очистив ум от страстей удобно умерщвляется бесами».

Это и значит, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувства его, исцелясь от немощи и не препобедит страстей и они придут в безмолвие, то постигает его Божий гнев…

Григорий Синаит писал: «Деятельность крестная в молитве двоякая; по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в претерпении плотских скорбей, производимых действием раздражительной части души, и называется деятельность. А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательной частью души и называется созерцанием. Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части переходит к сей, второй, привлекаемый ее сладостию, не говорю уже – своею леностию, постигает гнев за то, что не умертвил прежде «уды» свои, «яже на земли» (Кол.3:5), т. е. не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения. Это и значит, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувства его, исцелясь от немощи и не препобедит страстей и они придут в безмолвие, то постигает его Божий гнев. Это важнейшее предупреждение дается всякому христианину, начинающему путь молитвенного делания. Аминь.