13.10.2024, Неделя 16-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Возлюбите врагов ваших» (Лк.6:35) – вот такую заповедь принес роду человеческому Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос. Ближний сделал тебе зло, а ты, несмотря на это, люби его, и воздай ему за это зло добром. Почему же Господь даровал роду человеческому такую строгую заповедь? Потому что она так необходима каждому из нас для доброй жизни здесь на земле и для достижения Царства Небесного. Трудно себе представить, если бы Господь повелел нам не любить ненавидящих нас, и воздавать злом делающим нам зло. Тогда на земле всевозможным смутам, нестроениям, не было бы конца, и жизнь на земле была бы подобна аду. Зло никогда нельзя пресечь и искоренить злом, оно может быть только искоренено добром и прощением обид. И эту новую заповедь до пришествия в мир Христа Спасителя род человеческий не знал. Око за око, зуб за зуб – вот на чем в большинстве зиждились взаимоотношения людей между собой. Добро в Ветхом Завете можно было делать только любящим нас, а ненавидящих нас – тоже ненавидеть, и делать зло делающим нам зло, и это в Ветхом Завете не считалось грехом. Но как зло можно победить злом, и как огонь можно потушить огнем? Это невозможно. Так заблуждалось всё ветхозаветное человечество. Так оно унижало себя, ставя себя во гневе своем на одну ступеньку, на одну линию со зверями неукротимыми.

…как говорит нам Господь через апостола Павла: «…солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26)

Но это было в Ветхом Завете, скажет кто-то из нас, но и сейчас, при Новом Завете мы видим то же самое. Люди часто ругаются между собой, – ругаются на работе, не хотят примириться и жить в мире в семье. Сколько мы с вами знаем в наше время разводов! Почему? Люди не хотят прощать друг друга, примиряться друг с другом, прощать до захода солнца, как говорит нам Господь через апостола Павла: «…солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26). Порой, из-за какой-то мелочи мы с вами не разговариваем с ближними нашими целыми днями, таим в сердце своем злобу и обиду, и от этого страдает прежде всего тот человек, который злобу носит в сердце своем. Мы ничем так сильно не искушаемся, как гневливостью, как желанием отмщения ближнему, каким-либо словом, оскорбляющим его, а то – и делом.

Из его сердца выходит вдохновенное понимание: стоит ли прощать? Стоит. И он прощает…

Почему так происходит? Почему мы с вами не хотим прощать обиды, а предаемся порой взрывам гневливости, нерадения, негодования? Мы забываем о важности примирения друг с другом, забываем, насколько оно важно и необходимо христианину. В минуту гневливости из нашего сердца уходит, ускользает всё то доброе, что привносится туда примирением. Наше гордое человеческое сердце говорит нам: «почему ты должен прощать?» и мы не прощаем, а вот ущерб из-за каких-либо обид, – нам кажется он такой великий. А Господь во Евангелии говорит нам: «Сделавшему тебе обиду – прости» – напоминает о том, чтобы сию минуту человек напомнил себе о том великом обетовании и воздаянии, которое несомненно ценнее всяких земных потерь. Если мы будем знать об этом, то никакие земные обиды не поколеблют христианина. Из его сердца выходит вдохновенное понимание: стоит ли прощать? Стоит. И он прощает. «Прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37) – это слова Самого Бога. Ещё прощайте и ещё будете прощены. И так мы с вами призваны до скончания дней земной нашей жизни прощать друг друга. Прощайте друг друга. Прощающий человек – он сам уже ходит под всепрощающей благодатью Божией, в объятиях милосердного и любящего нас Бога. Стоит ли нам с вами искать в прощении что-то? Стоит, и даже очень много. Мы с вами призваны прощать. Мы прощаем ближним нашим совсем малое, а мы с вами нуждаемся в великом, в большом прощении. Евангельская притча (Мф.18:23-35) напоминает нам о том, что наши грехи оценены в множество талантов, тогда как грехи ближних наших против нас – оценены только сотнею динариев. И мы с вами как христиане должны помнить не только о тех грехах, в которых мы раскаялись и которые нам прощены, но и о тех грехах, в которых мы собираемся просить прощение у Бога.

…первою ступенью необидчивости, прощения, – является молчание. Обидели нас – молчим…

Нам с вами бывает порой очень трудно в глубине сердца созидать мир Божий, который бы поглотил те удары, которые приносятся нам обидой и оскорблением. Но это надо делать – начинать от малого и восходить к большему, и первою ступенью необидчивости, прощения, – является молчание. Обидели нас – молчим. Будем подражать пророку Давиду, который говорил: «Смутихся и не глаголах» (Пс.76:5). Нам трудно простить первый раз. Второй раз, с помощью Божией во Христе будет прощение легче для нас. И так если мы будем делать каждый раз, то постепенно и постепенно будет уходить и смущение от встречающих нас обид. А утвердившееся несмущение, оно всегда несет покой, несущий нам мир Божий, и тогда, в своем прощении ближним обид, мы будем с вами как стена незыблемая против песчинки, возметаемой ветром, но здесь человек должен работать над собой, заставлять себя прощать в Боге всех. Если мы не будем этого делать, то постепенно мы будем с вами раздражаться, и всякая какая-то мелочь будет выводить нас из себя.

…мы должны прощать всех, в том числе и врагов наших…

Прощение – это самая привлекательная добродетель, очень скоро приносящая мир и награду нашему сердцу. Если мы не будем прощать, будем сердиться, обижать, оскорблять друг друга, то как бы мы с вами ни были внимательны к себе, к своим делам, беды будут непременно постигать нас и преследовать нас в нашей жизни, а чтобы этого не было, надо помнить о том, что Бог всех любит, и всем нам Он повелевает любить всех, и в том числе врагов наших. Он дал нам добрый пример – любовь к человеку низвела Его на землю, и возвела Его на Крест, нас ради и нашего ради спасения Он пострадал, принял крестную смерть, тем самым давая каждому из нас пример, – мы должны прощать всех, в том числе и врагов наших. А для того, чтобы это делать, у нас с вами сил для этого нет, мы очень немощные, слабые и беспомощные в добродетельной жизни, но у нас есть Великий Помощник – прежде всего Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица, и все Ангельские силы, и весь сонм святых угодников Божиих. Будем обращаться к Ним – к Богу, к Божией Матери, и тогда, мы с Их помощью восстановим в себе то, что утеряли мы при грехопадении, а утеряли мы с вами добрую святую жизнь в Боге. И тогда с помощью Божией мы приобретем все добродетели, и с помощью Божией достигнем вечной славы в Царстве Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.

С праздником вас!