13.06.2024, Вознесение Господне

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

В словах праздничной стихиры сегодня мы слышали: «Возне́слся еси́ во сла́ве на горе́ Ма́сличней Христе́ Бо́же, пред Твои́ми ученики́, и сел еси́ одесну́ю Отца́, вся́ческая исполня́яй Божество́м, и посла́л еси́ им Ду́ха Свята́го, просвеща́юща и утвержда́юща, и освяща́юща ду́ши на́ша».

Мы привыкли слышать, что для спасения человеку нужны вера и добрые дела…

Вознесение Господне – одна из тайн домостроительства спасения, которая превосходит чувственный опыт человека, так как связана с ниспосланием на землю Святого Духа. В книге Деяний мы находим подтверждение этому событию в словах апостолов. Православное осмысление духовности исходит именно из этого факта. Христос основал Свою Церковь на земле, открыл новое учение о тайне спасения, указал путь молитвы в духе и истине. А потому, когда спрашивают, возможно ли спасение без духовной жизни – то сам факт схождения Святаго Духа и обновление души человека становится невозможен без духовной жизни. Вера, в которой не происходит обновление души, является бесплодной и гибельной. Многие истины, в том числе и веру, нам важно тщательно проверять через учения святых отцов. Мы привыкли слышать, что для спасения человеку нужны вера и добрые дела. Вера многими понимается как принятие умом факта, что Бог есть. Но это отнюдь не есть ещё вера. Принятие умом факта бытия Бога – не есть вера.

…святитель разъясняет, что начало обращения к Христу заключается только в познании своей греховности…

Как же появляется вера в человеке? Послушаем, что говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Он указал на иной источник веры, а не просто согласие того, что Бог есть: «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» Далее святитель разъясняет, что начало обращения к Христу заключается только в познании своей греховности, своего падения. Только в этой ситуации человек признает нужду в Спасителе и приступает к Нему с покаянием. Попытка вольного и дерзкого знакомства с законом Божиим часто даёт отрицательный эффект. Причиной этого является тот факт, что «умовое» (как говорит святитель), или просто разумное изучение Библии не очищает человека от страстей. И они, свободно развиваясь, растят в нем самомнение, мертвят душу, делают его тем самым неспособным к восприятию и переживанию Бога и убивают в нем веру.

…святитель Филарет Московский: «Как можно искать веру в делах своих, когда часто мы не даем ей места в уме?»

И в практической жизни мы видим то, о чем сказал святитель Филарет Московский: «Как можно искать веру в делах своих, когда часто мы не даем ей места в уме?». Если мнимая наша вера не исцеляет нас от гнилости нашей души, не избавляет нас ни от мёртвых дел, ни от текущего непостоянства сердечных вожделений, ни от хромания в законе Божием, – тогда должны мы признать, что та Вера, которая возвещена нам Христом, нам ещё не известна. И мы нуждаемся вновь пересмотреть основания своей веры и условий, на которых и может возникнуть в человеке вера, ведущая к спасению.