Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем. Когда однажды Господь наш Иисус Христос, беседуя с иудеями, открыл Себя равным Богу Отцу, сказал им, что Он вечен и был даже прежде Авраама, они взяли камни, дабы побить Его.Уйдя от них, Господь встречает человека, рожденного слепым, имеющего только очертания и впадины глаз.
Ученики Его, всегда следующие за Ним и видевшие Его чудеса, и слышавшие Его словеса, спрашивают Его об этом слепом человеке: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9, 2).
Две недели назад в Евангелии читалось о расслабленном, которому Иисус сказал после исцеления: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Знали ученики также и то, что по неисповедимым путям Божиим, иногда, грехи родителей переходят на детей, а посему они и спрашивают: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9, 2). «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9, 3).
«Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди умойся в купальне Силоам, что значит «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9, 6-7).
Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, для чего Господь сделал брение на земле: « Адам создан был из земли, Христос исцелил очи слепому брением, дабы ты знал, что Он есть Тот Самый Бог, Который взял некогда персть от земли и создал человека». Христос посылает слепого в купальню Силоам умыться, дабы показать нам, что эта живительная сила принадлежит не земле, не плюновению, также повелевает идти на источник, чтобы все увидели это чудо исцеления.
Святитель Феодорит Кипрский пишет: « Придя на источник Силоам, он водою не омыл брение, сделанное Христом, но оно, чудодейственной силой Божией, превратилось в существо глаз». Родные, знакомые, соседи, увидев это выздоровление абсолютно слепого человека, удивлялись, недоумевали. Он же свидетельствовал им всем, что он тот самый человек, который родился слепым.
Его спрашивали: «Как открылись у тебя глаза?» (Ин.9, 10),. Исцеленный отвечал как это было совершено и открывает им Христа, Который это сделал. Почему и фарисеи, всегда следившие за Иисусом, прислушивающиеся к Его словам из зависти, вызвали исцеленного к себе, чтобы допросить его и уловить Христа. После простого рассказа об исцелении фарисеи говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин.9, 16). Пригласив исцеленного, уже прозревшего человека во второй раз, они сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник». На это прозревший говорит им: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда ОН, а Он отверз мне очи…знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает…Если бы Он был не от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин.9. 31-33). После этих слов его выгнали вон.
И после этого его встречает Иисус, так как услышал, что он выгнан фарисеями и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?», и поясняет: «…Он говорит с тобою».
Тут же исцеленный восклицает: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9., 35-38).
На эти слова Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9, 39). Фарисеи сразу приняли эти слова на свой счет и упрекнули: «Неужели и мы слепы?» И в ответ слышат: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9, 40-41).
Сегодня в Апостольском чтении мы слышим совсем другой пример. В Филиппах, где проповедовал апостол Павел со своими учениками, одна женщина , одержимая духом прорицания, ходила за ними и кричала: «сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16. 17). Казалось бы, вот оно, духовное прозрение, но апостол Павел вознегодовал и сказал духу: « именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И духвышел в тот же час (Деян.16, 18).
Что такого плохого делала эта женщина под действием духа? Она призывала всех на путь спасения.Но она солгала, ибо хоть и призывала рабов Божиих возвещающих путь спасения, но сама за апостолами не ходила. Для славы Божией лучше быть изгнанным с бесчестием, как это было со слепорожденным, как было с апостолом Павлом и его спутниками,которые ввержены были в темницу и на время замолчали, нежели много говорить о Боге, но без должного поклонения Ему.
Слушая Апостольское, Евангельское чтение мы должны вразумляться и понимать, что мы призваны и благовествовать, но в большей мере – исполнять заповеди Божии, достойно покланяться Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Пусть Он, Человеколюбец, Спаситель наш, по неизреченной Своей милости и благости призрит на нас, помилует нас и спасет всех нас!
Аминь!