Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной Литургии мы слышали с вами отрывок из Евангелия, в котором рассказывалось о том, как Господь исцелил согбенную женщину. Она восемнадцать лет была в своём недуге, не могла разогнуться, – видно, что-то случилось с её позвоночником. И Господь, видя её страдания, – сжалился, возложил на неё руки, и она исцелилась и славила Господа. Но это самое чудо видел начальник синагоги, он возмутился, что произошло это в субботу, и обратился к народу: «Приходите шесть дней исцеляться, – в субботу этого делать нельзя». Мы читаем, и порой удивляемся, – как же так, что же за темнота такая у фарисеев случилась в голове? Почему они против явных чудес Господних? Почему они против того, что Господь являет любовь и милость Свою к страждущим людям? Но, не надо думать, что иудеи были такими уж помраченными людьми. Надо просто понимать, что такое для них была суббота. В Библии сказано, что в седьмой день Господь почил от дел Своих, а значит, чтобы быть Божьими, нужно следовать Ему и в этом тоже. Моисей, в пустыне, во время похода из Египта, взошел на гору Синайскую, и там получил заповеди Господни. И вот в одной из заповедей значилось: «Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней делай, день же седьмой, – суббота – Господу Богу твоему». Это одна из основополагающих заповедей была, наряду с такими, как не укради, не убей, не прелюбодействуй. Это было то, на чём держалась вся жизнь иудейского народа. И Господь являл чудеса Свои через субботу.
Когда шли по пустыне люди – шесть дней выпадала манна им для пропитания, и только в день субботний ничего не было. И было повеление людям собирать манну в пятницу, чтобы в субботу кормиться. Но дело в том, что если люди собирали манну в другой день, – она портилась уже через ночь, и невозможно было её вкушать. И только манна, которая была собрана в пятницу, ради пропитания в субботний день, – она была свежей и пригодной в пищу.
Пророки обличали иудейский народ в том, что они не всегда соблюдают этот субботний день. Они грозили карами тем людям, которые пренебрегают этим. Они связывали величие и мощь израильского народа с соблюдением именно субботы. Поэтому, ко времени прихода Христа, это так тщательно соблюдалось, и поэтому, многим людям, и фарисеям в первую очередь, казалось, что Христос нарушает то, что является фундаментом народа, на чём строится его жизнь, Он грешит против Самого Господа, Который дал такое повеление, против пророков, которые говорили о том, что обязательно соблюдение субботы. Но однажды Христос сказал: «Не человек для субботы, а суббота для человека» – это переворачивало всё отношение людей к этому дню, к этому явлению вообще, и становилось понятно, что день субботний, оказывается, дан людям израильским в помощь, чтобы они отдохнули от своих трудов в этот день, чтобы они не занимались этой самой суетой, отвлеклись от неё, и подумали, наконец, о Божественном. Об отношениях друг к другу, подумали о главных заповедях Божиих, о любви к ближнему. И если так относиться к субботе, то конечно же, нет ничего страшного, если помочь человеку в этот день, если исцелить его, если даже накормиться, как в субботу ученики – срывали колосья и ели, – а Христа опять обвинили в нарушении субботы. Ведь, если человек голоден, не страшно напитать его в этот день.
И теперь, давайте подумаем, как мы относимся к нашим установлениям. Для евреев была суббота, другие какие-то их установления. Но для нас сейчас другие времена, и у нас другие исполняются правила и установления. Но часто, у нас отношение к нашим Таинствам даже, именно такое, как отношение евреев к субботе, – всё ради Таинства, хотя Таинства предназначены для нас. И вот мы должны всеми силами постараться понять смысл того, что совершается у нас в Храме.
Часто, святое Причастие мы воспринимаем как средство индивидуального освящения нашей души. Это, конечно же, так. Но, самое главное, смысл Причастия в том, чтобы откликнуться на зов Господень, Который зовет нас на Свой брачный пир, чтобы мы вкусили Его Святых Даров, и чтобы были единодушны вместе, вкусивши вместе, причастились во единаго Духа Святаго Причастия, и осознали бы, что главное, что нас соединяет, – это любовь, которую принёс нам Христос. Это, наверное, главный и основной смысл в нашей службе Божественной Литургии.
Мы, наконец, должны осознать смысл нашего Крещения, – как умирание для ветхой жизни, и воскрешение для жизни новой. И если остался ветхим человек, значит напрасно совершено Таинство. И этот смысл мы должны нести тем людям, которые несут своих младенцев, и хотят креститься сами. Ещё раз повторюсь – мы умираем для прежней и греховной жизни, и воскресаем для новой, – светлой и радостной безгрешной жизни с Самим Богом.
И покаяние, – то же самое, – это не перечисление того, что мы совершили в ближайшую неделю, – нет. Это глубокая перемена, это действительно прорыв к той самой новой жизни, которую даровал нам Христос в Крещении. И если у нас что-то не получается, если мы оступаемся и грешим, то мы смываем это всё в этом светлом Таинстве, и вновь стараемся жить чистыми и светлыми, – той самой жизнью, которую нам даровал Христос.
Давайте задумаемся об этом, братья и сестры, давайте будем просвещаться, давайте будем прорываться к этим самым смыслам, потому что наша вера, она настолько чиста, светла, и радостна, что нам не нужно возвращаться к иудейскому пониманию субботы, а нам нужно жить вот той самой новой жизнью, и той любовью, которую нам даровал Христос. Аминь.