Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! День святых первоверховных апостолов Петра и Павла – это, несомненно, праздник апостольства, праздник проповеди о Христе. И мир всегда нуждается в этой проповеди. Не надо думать, что, если вокруг нас много церквей, слышен колокольный звон, много говорится в средствах массовой информации, то у нас много православных людей и в этом нет никаких проблем. Достаточно сейчас посмотреть на наш храм, который заполнен меньше, чем наполовину. А между тем, в нашем городе Мытищи проживает около 200 000 человек. И по идее, все храмы, которые здесь находятся, должны были бы просто не вмещать молящихся, потому что сегодня большой праздник и окончание поста. И получается так, что наша проповедь, несмотря на то, что мы считаем себя людьми верующими, христианами, порой не достигает цели, сколько бы мы ни говорили и как бы мы ни звали в храм тех, кто находится вокруг нас.
Поэтому, нам надо повнимательнее вглядеться в эти образы двух апостолов. Что же их объединяло? Прочему же их слово было таким действенным? Почему они обратили ко Христу множество людей в такой враждебно настроенной к христианству Римской империи?
Апостол Петр пошел за Христом по первому зову, оставил всё, что у него есть. Он ловил рыбу, и, несмотря на то, что у него была семья, работа, по первому слову Христа он оставил всё, чтобы сделаться «ловцом человеков».
Апостол Павел не был со Христом, не был в числе его учеников, не был свидетелем Его страданий и Воскресения, но Христос явился ему другим образом. И он имел этот опыт встречи со Христом, причем, тогда, когда он шел гнать христиан, шел из Иерусалима в Дамаск.
И вот этот опыт своего общения с Богом, радость этой встречи со Христом, и понесли в своем слове эти два апостола, и не только они, но и остальные тоже. И так из века в век продолжалась встреча со Христом, призыв к проповеди Его, и обращение множества людей от тех, чьё слово было подтверждено радостью общения с Богом.
Многие могут сказать, что сейчас такое время, что наверное, встретить Бога как-то затруднительно. Но мы можем посмотреть на людей, которые буквально недавно обратили множество людей к Богу. Например, святой Николай Японский. Он обратил десятки тысяч человек ко Христу и создал Японскую Православную Церковь. Однажды, голос Божий прозвучал в его душе во время всенощной, когда он был простым семинаристом, что ему нужно оставить служение в России и обратиться с миссионерской проповедью в Японии. Он не смог противиться этому голосу, а ведь это тоже была встреча с Богом, и встреча со Христом. Или вспомним Антония Сурожского, который мальчиком, совершенно неверующим, взял почитать Евангелие, и во время чтения он ощутил, что Христос стоит рядом. И вот опыт этой встречи он пронес через всю свою жизнь, также обратив ко Христу множество людей в далекой от нас Англии. Там были и русские эмигранты, но большинство обратившихся были англичанами.
У нас тоже есть опыт, но он немножко другой. Может быть, мы видели, как кто-то после Соборования получил облегчение во время болезни, ему стало лучше. Мы знаем, что по нашей молитве Господь может откликнуться и что-то произойдет. То есть, у нас есть опыт помощи Божией, но не встречи с Богом, а это вещи совершенно разные, они отличаются друг от друга. Но почему же этой встречи не происходит? Почему же, хотя мы этого желаем, этого нет в нашей жизни? А спросим себя: готовы ли мы к этой встрече? Готовы ли мы, как апостол Петр, оставить всё и последовать за Христом? Готовы ли мы, как апостол Павел, перевернуть свою жизнь так, что прежде фарисей из фарисеев стал изгоем гонимым, побиваемым камнями только за то, что он стал говорить о Христе? Нет, у нас все воспринимается немножко по-другому. Для нас Бог – это помощник в нашей жизни. Мы живем так, как мы хотим, по своим желаниям, стремлениям, по тому, как мы рассчитали свою жизнь. И часто Бог нам становится нужен только для помощи и облегчения тех проблем, которые возникают в нашей жизни. Господь промыслительно встречается с тем человеком, от кого Он видит, что может произойти действительно польза, – польза служения Ему. Потому что Сам Господь приходил на землю не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы отдать, и положить душу Свою за многих и многих людей.
Вот наверное, именно поэтому Господь нам не является. У нас нет желания открыть сердце и послужить Господу так, как Он этого хочет, как Он нас благословит, как Он направит Своим промыслом нашу жизнь. И поэтому встречи не происходит, потому что закрыты наши сердца, и где-то глубоко, в глубине души, мы понимаем, что несмотря ни на что наша жизнь будет продолжать течь так, как она течет. Что ничего мы не сделаем сверхъестественного: шаг влево, шаг вправо. Несмотря на то, что от нас потребует Господь, мы скажем Ему: «Прости, но у меня есть семья – дети, бабушки, дедушки. Мне надо смотреть за всеми, без меня никто не управится».
Поэтому, братья и сестры, давайте все-таки думать о том, как открыть наши сердца Господу, как сделать так, чтобы, если Он того потребует, послужить Ему до конца, отринув, может быть, свою жизнь, свои желания, отринув буквально самого себя, потому что есть в Евангелии слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Будем об этом помнить, и будем стараться служить Господу всем сердцем, всей душой, всем помышлением, так, как Он попросит нас, если эта встреча с Ним произойдет. Аминь.
С праздником вас!