12.02.2017, Подготовительный период Великого поста, Воскресная проповедь в неделю о блудном сыне

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии читалось Евангелие о блудном сыне. Вероятно, вы все знаете эту притчу о том, как младший сын решил уйти из своей семьи,забрав причитавшуюся ему долю наследства и, прожив свою долю наследства, возвратился к отцу, которым был принят с большой любовью. И если мы вспомним притчу, которая была в прошлое воскресенье, а именно о мытаре и фарисее, то мы увидим, как похожи эти две притчи. И там и здесь есть грешник. Там — это мытарь, здесь — блудный сын.

Там есть самодовольный, осуждающий грех человек — это фарисей, здесь же — это старший сын. И в этих притчах есть любящий отец, к которому мытарь обращается со слезной молитвой:«Боже,милостив буди мне, грешному». А в притче о блудном сыне – это отец, к которому возвращается назад согрешивший человек, и это – отец, который с любовью увещевает второго своего сына. Эти притчи похожи потому, что говорят нам об одном и том же. О том, что грех опутывает человека и порой становится сильнее его. Эти притчи показывают нам, как победить этот грех. Ведь, по сути, об этом все Евангелие, вся вера наша, даже Ветхий Завет.

Вчера на Всенощном бдении мы слышали с вами дивное песнопение «На реках вавилонских».Написано оно было тогда, когда еврейский народ был в вавилонском плену. Но потом это песнопение вполне можно было применить к душе человеческой, которая пленена грехом и которая так желает возвратиться на свою родину к Отцу Небесному. Об этом писал песнопевец в Ветхом Завете: « Как лань желает на потоки водные, так душа моя желает к Тебе Боже» (Пс.41, 2).

И действительно, душа наша желает и стремится к Богу, и в каждом из нас есть чувство, что мы живем не так, что есть чистая и светлая жизнь, и как, порой, хочется зажить ею.

В Евангелии много таких образов, много образов раскаявшихся грешников, которые решились, наконец, переломить свою жизнь. Это и блудница, отирающая своими волосами ноги Христа, это и Закхей, который сказал Христу, что теперь будет жить по другому, это и отрекшийся от Христа Петр, который так плакал горько, это и разбойник на кресте, который сказал: « Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Много об этом в Евангелии, в этом — вся наша духовная жизнь. И церковь не зря напоминает нам о покаянии, вводя святые дни Великого поста. Воздержание в пище хорошо, но главное вот это — возвращение к Отцу Небесному, возвращение к тому состоянию человека, которое мы называем раем или Царствием Небесным. Рай потеряли наши прародители, а Царствие Небесное нам дал Христос. И когда Он победил грех, воскреснув из мертвых, тогда Он всем нам открыл путь в Свое Царствие, теперь это возможно достичь здесь, на земле,этого состояния райского и состояния Царствия Небесного. Его достигали наши святые мужи и жены, мученики и преподобные, праведники, которые однажды сделали для себя Царствие Небесное важнейшей целью жизни.

Если у нас что-то не получается, братья и сестры, если мы еще немощны, то дай Бог нам пройти поприще предстоящего поста правильно, потому что пост совершенно не в пище, пост совершенно не в телесном воздержании, пост в том, чтобы нам возвратиться к любящему Небесному Отцу, в Его Царство. К Отцу, Который примет нас всегда с объятиями, как принял Он блудного сына, Который всегда все простит, как простил мытарю, Который введет нас в Царствие Небесное, как ввел разбойника, который творил беззаконие всю свою жизнь.

Потому что Он любящий Отец, потому, что Бог есть Любовь. Потому что не может не любить и наше дело откликнуться на Его любовь к нам.

И дай Бог, что если еще мы не любим Его, то чтобы этим Великим постом Царство Небесное и правда Божия стали нашей главной, великой целью.
Аминь!