Проповедь, иерей Алексий Крикунов

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» – поют в эти святочные дни в Церкви. О каком разуме идет речь? В учении Церкви мы привыкли видеть, как вера и разум разделяются, иногда даже противопоставляются. Было бы понятно, если бы Церковь пела о том, что миру воссиял свет веры. Но нет. Почему поем «разума»? И сегодня в послании апостола Павла (Гал.1:11) мы слышали слова: «…Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». Кто хочет узнать, что значит свет разума – то пусть услышит, что Библейская мудрость определила чёткие границы правильного делания разума: «Блажен муж иже в премудрости своей помышляет правая и в разуме своём поучается святыне» (Сир.14:21). Правда и святость есть важнейшие истины для делания разума.
…если твоя мудрость не направлена к Богу, – то она направленна ни на что, ибо Бог всё…
В древности были люди настолько изумленные красотою мудрости, что быть мудрым и восседать на царском троне им казалось одною и тою же вещью. «В самом деле, что может быть величественнее мудрости, – говорит святитель Филарет, – которая изменяет лице земли и прозирает в глубину ее; велит волнам твердеть под стопами своими; раздробляет лучи солнца и мысли человеческие; восходит на небо и указует пути светилам; преходит твари и повергается пред их Зиждителем? Что ее сладостнее, когда она становится соперницею природы в изяществе, или проникает в сердце гласом убеждения? Что ее спасительнее, когда покоряет страсти рассудку и народы закону; когда созидает оплоты для безопасности гражданина и разрушает преграды, удаляющие человека от его назначения? Но как не всякое сокровище делает богатым, а разве употребляемое с благоразумием и умеренностию, так просвещение не всегда обращается в совершенство. Есть высший род премудрости, которая состоит в употреблении премудрости», – а именно, если твоя мудрость не направлена к Богу, – то она направленна ни на что, ибо Бог всё. Простое стремление к познанию не формирует мудрость, оно превращается в холодное созерцание ума, и питается только ненасытимостью в познании. Такие люди постоянно исследуют и никогда не приходят в познание истины. Они все силы тратят на цветы знаний, но никогда не приносят никаких плодов. Если мудрость, этот священный дар небес, не посвящается на благо людям – он становится игралищем самомнения и тщеславия? И есть гибельное состояние в мудрости, когда свет ума предносим будет сердцу единственно в путях заблуждения? Тогда самая мудрость делается предметом отвращения Божия. Поэтому Бог и говорит: «Погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергну» (1Кор.1:19).
Бог, Который даровал нам разум, и волю, и чувства – не приемлет от нас одного разума. Но требует полноты всего человека…
Бог, Который даровал нам разум, и волю, и чувства – не приемлет от нас одного разума. Но требует полноты всего человека. А потому и говорит: «Сыне, даждь Мне твоё сердце». При всем этом вся древняя мудрость не могла открыть полноты света для разума человека. Сам человек не мог открыть его для себя. Этот свет должен был воссиять «сидящим во тьме человекам» только от Самого Бога. И вот, когда исполнилось время и сбылись пророчества – является Бог, и о Нём говорит Евангелист Иоанн, что Он был Свет: «И Свет во тьме светит и тьма Его не объяла» (Ин.1:5). «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4). Он «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Аминь.