Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали отрывок из Нагорной проповеди, когда Господь говорил, чтобы не заботиться нам о тленном, не заботиться о еде, об одежде. Но как мы слышали в конце этого отрывка: «Ищите прежде Царства Божия и все остальное приложится вам». Каждое Слово Евангелия, каждый отрывок, каждую притчу, а тем более Нагорную проповедь мы с вами всегда должны примерять на свою жизнь. Что же мы можем почерпнуть из этого отрывка? Ведь как нам трудно порой его понять. Говориться о том, что не заботься ни о еде, ни об одежде, ни о чем то житейском. Но как же мы можем не заботиться, ведь мы же на себя взяли ответственность за наших жен, мужей, детей, за наших престарелых родителей. Как же мы можем позволить себе жить как трава в поле или как птица в небе? И если мы обратимся к святоотеческой литературе, и попробуем посмотреть, что же там, то мы увидим, что в основном святые отцы были монахами, и писали из своего монашеского опыта, и писали для монахов. Мы конечно тоже можем оттуда много что почерпнуть в борьбе с нашими страстями, в борьбе с грехами нашими, но по большому счету это написано не для того человека, который живет в этом мире, который спасается семейной жизнью, у которого забот полон рот, которому нужно прокормить свою семью, и вывести детей в люди.
Но Евангелие обращено ко всем. И слова о том, что нам надо искать в первую очередь Царства Небесного, конечно же обращены к каждому из нас. Но где же его искать? Мы знаем, что апостол Павел говорил, что Царствие Небесное – это мир праведности и радости о Духе Святом. Мы знаем, что Царствие Божие внутри нас есть. Мы знаем, где его искать в нашем сердце, в нашей душе. Но конечно стяжать его нам надо в нашей семейной жизни, и в нашей семье прежде всего осуществить самую главную заповедь о любви.
Когда юноша и девушка начинают испытывать чувства друг к другу – это соединяет их. Часто приводит их к семейной жизни, к венчанию, к рождению детей. Это чувство тоже благословенно Богом, потому что есть такой образ в Церкви Христовой как Невеста Христова, то есть Христос как Жених, а Церковь как Его Невеста. Вот такой существует образ. И нам надо тоже понять его и осмыслить. И это чувство, которое соединяет двух людей, тоже называется любовью.
Но дело в том, что любовь, – это непостоянная величина. Проходят дни, проходят годы и даже десятилетия, и далеко не всем нам удается сохранить то, что однажды соединило нас в юности. Потому что над любовью всегда надо работать, трудиться. Надо пытаться возгревать её. Может мы будем делать какие-то ошибки, падения, грехи. Но дело не в этом. Дело только в семейной жизни, только между мужчиной и женщиной, между их детьми, между престарелыми родителями, – можно наконец стяжать то самое чувство любви и то самое Царство Небесное о котором нам говорит Христос. Как нам это делать, как сделать тогда, когда казалось бы что чувств уже почти не осталось с течением лет? Как трагично порой наблюдать за тем, как распадаются семьи. Ведь распадаются семьи не только в миру, а и в нашей церковной жизни. Среди нас, людей верующих, тоже разводов очень и очень не мало. И я боюсь, что цифры разводов будут приблизительно равны цифре разводов между не православными людьми, вне православных семьях.
А какая трагедия бывает, когда чувства уже умерли, но люди продолжают жить друг с другом, потому что некуда идти. И дети видят эту их жизнь, смотрят на это своими детскими глазами и какую они испытывают боль, когда видят угасшие чувства между своими родителями. Каждый человек это свой отдельный мир. И если два мира соединяются, – это еще более сложная система, если можно так назвать. И что же нам с этим делать?
Наверно нет какого-то универсального совета, как нам продолжать возгревать любовь, однажды соединившую нас друг с другом. Но на мой взгляд, есть две вещи, общие для всех, которые мы можем вполне осуществить в своей жизни. Во-первых, мы должны научиться разговаривать друг с другом, не обвинять, не вспоминать прошлое, не укорять ни в чем. А просто сесть и поговорить, как же нам можно оживить нашу любовь, чтобы она вновь засияла всеми своими яркими красками.
Давайте вспомним, что если человек заключает какую-то сделку с партнером и будет его обвинять во всех его грехах,- «ах ты такой-сякой, раньше делал то, раньше делал это», – состоится ли эта сделка? Да наверно никогда в жизни. А почему же в разговорах в семье так часто происходит? Почему жена начинает учить во всем мужа, а муж в ответ обижается на то или иное действие жены? Как неправильно порой относимся к детям нашим, – без терпения, без смирения, без сознания того, что это отдельный человек, пришедший в мир, это не наша собственность. А нам надо готовить его к самостоятельности, и он самостоятельная личность уже с самого своего рождения.
Поэтому надо учиться говорить друг с другом, учиться слышать друг друга, ни в коем случае не обвинять. И стараться принять те недостатки в человеке, которые порой уже невозможно исправить.
И вторая вещь, – на мой взгляд, нам нужно помнить, что христианская любовь это всегда отдача. Настоящая любовь всегда живет не для себя, а для того кто рядом. Христианская любовь это не когда мне хорошо, а когда хорошо тому человеку, который идет со мной по жизни. И это не просто слова. Если мы вспомним самого Христа, ведь Он Себя, Свою жизнь отдал для того, кого Он любил, за Своих ближних, за Свое творение, за каждого человека, пришедшего в этот мир. Вот это и есть настоящая любовь, с которой всем нам надо брать пример.
Будем помнить об этом, братья и сестры, что любовь, – это работа ежедневная наша над самими собой. Это не то, что нас кто-то попросил и мы вспыхнув сделали что-то, откликнулись на чью-то просьбу. Такое может и бывает, но это достаточно редко. А вот семейная любовь, возгревание, воспитание её в себе, среди самых близких людей, – это ежедневный труд. Но этот труд может привести нас, ни больше ни меньше, как к тому самому Царству Небесному, о котором сегодняшние слова говорил нам Христос.
Аминь. С праздником вас!