Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами на Литургии слышали евангельский рассказ об исцелении Христом согбенной женщины. Все это происходило в синагоге. Перед нами женщина, у которой, по–видимому, было какое-то заболевание позвоночника и она не могла выпрямиться. Господь исцеляет эту женщину, возлагая на нее руки. После исцеления согбенной женщины происходит следующее: «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк.13. 14).
Господь отвечает на обличение начальника синагоги: «…лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк.13.15-16).
Казалось бы, это событие произошло давно,и что поучительного мы можем из него для себя взять? На самом деле, в этом рассказе мы видим самое главное, видим то, что происходити по сей день с человеком, и с нами, в том числе.
В Ветхом Завете иудеи очень внимательно исполняли все обряды, заповеди, закон, который был дан Богом Моисею. Со временем этот закон оброс толкованиями и ко времени Христа иудеи исполняли закон и заповеди во всей их полноте. Особенно внимательны были к этому фарисеи:каждое слово закона должно быть исполнено, каждая заповедь должна быть выполнена и ничто не должно быть нарушено.
Но что произошло из-за этого? Из-за буквального исполнения всего закона и заповедей, вера людей стала формальная, иудеи перестали ждать того самого Спасителя, Который избавил бы их от вечной смерти и даровал бы им вечную жизнь. Ко времени Пришествия Господа Иисуса Христа евреи уже стали ждать политического лидера, который бы избавил их от власти Римской империи.
Когда же пришел на землю Христос, то они не узнали в Нем Мессию, а распяли Его на Крестном Древе. Так случилось потому, что за внешним исполнением закона иудеи перестали видеть ту самую его суть, о которой говорил Христос,а именно, что самое главное в законе – это любовь к Богу и любовь к ближним, и эти заповеди, пожалуй, нельзя разделить, это одна заповедь о любви.
Сейчас, похоже, и мы больны тем же самым, что тогдашние иудеи. Мы исполняем то, что предписано Церковью, мы исполняем обряды, но, одновременно, исполняя это, мы почти не меняемся. Человек может быть двадцать и тридцать лет в Церкви, может регулярно исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, но, при этом, внутренне оставаться тем же самым, без изменений, что и до прихода в храм. Бывает даже, что человек становится еще хуже, чем был. Почему так происходит, об этом мы должны с вами задуматься.
Дело в том, что, часто, исполняя обряд, мы совершенно, как те самые древние иудеи, не смотрим на суть того, что делается. Вот сейчас настал рождественский пост, мы все внимательно соблюдаем его в пище, но скажите, кто то из нас старается исполнить пост в отношении к людям? Потерпеть, смириться, не сказать грубого слова, не поддаться какому-то искушению –ведь почти никто не следит за этим. Но ведь пост, он для того, чтобы мы менялись и менялись в отношении к ближним. Происходит это потому, что мы за внешней формой теряем смысл того, что делаем.
Возьмем молитву. У многих я спрашивал об одном отрывке из молитв ко Святому Причащению.Спрашивал, о чем говорится в этом отрывке и почти никто не мог дать мне ответа. Какой же из этого вывод? Мы произносим слова молитв только устами, а сердце н душа наши где-то далеко от этого. Там, в молитве, просьба о прощении грехов, просьба о помощи в трудных ситуациях, о помощи в борьбе с нашими страстями, но увы – мы молимся только устами своими.
Исповедуясь, мы вроде бы говорим о наших грехах, но где наше настоящее покаяние, где наше изменение? Приходим опять на исповедь и говорим то же самое. Где же наше покаяние? Осталась только форма, без наполнения сутью. Мы стараемся регулярно причащаться Святых Христовых Таин и видим в этом только свое собственное освящение, ту благодать, что нам дается. Но ведь Причащение – это Таинство не только для каждого из нас, но как говорится в молитве ходатайства: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие, и ни единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святого Тела и Крови Христа Твоего»
Это значит, что соединившись с Духом Святым, мы должны быть вместе все соединены, в одну общину, в одно Тело. В этом смысл Евхаристии, ее смысл и в той самой любви, которая является главнейшей добродетелью и без которой ничего в мире не бывает.
Поэтому, братья и сестры, будем внимательнее к этому относиться, чтобы исполняя обряды, мы не теряли их глубокий смысл, чтобы мы помнили о том, что наше спасение зависит только от отношения к нашим ближним и ни от чего более.
Святой апостол Иоанн Богослов учит: «Кто говорит: ‘я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20-21).
Конечно,христианство все о любви, конечно и все обряды мы обязаны исполнять, в Таинствах участвовать, но чтобы нам не уподобиться иудеям из сегодняшнего евангельского чтения, давайте видеть смысл того, к чему мы приступаем. Это и пост, как воздержание, в первую очередь, от всякого зла по отношению к нашим ближним. Это и молитва, к которой мы приступаем, которая должна быть внимательнее, идущей от самого сердца, которая, хоть и написана не нами, но каждое слово этой молитвы должно быть нам близко и дорого, как бы нами написанными. Это и участие в Таинствах Причащения и Исповеди с сокрушенным сердцем. И тогда обязательно в нас будут перемены. Вы думаете, что исполнение обрядов, участие в Таинствах изменит нас само по себе, но мы видим, что этого не происходит. Значит, нужны и наши усилия для того, чтобы мы менялись, чтобы в нас воссияла самая главная добродетель, о которой говорит Христос, это – любовь.
Аминь!